Д.И.Фонвизин (1744–1792), прославившийся комедией «Недоросль» (1782)

Истоки русского реализма.

К концу 17 в. религиозные сюжеты и персонажи сменились вымышленными образами и светской тематикой. Главенствовал в литературе М.В.Ломоносов (1711–1765), воспевавший в своих одах российских государей, превозносивший величие Господа и восхвалявший науку, промышленность и просвещение. Он также оставил труды по языковедению, стилистике и метрике, способствовавшие становлению русского литературного языка.

Величайшим русским поэтом 18 в. был Г.Р.Державин (1743–1816).

А.П.Сумароков (1717–1777), «отец русской драмы», был одним из основателей и руководителей первого постоянного театра, учреждённого в Санкт-Петербурге в 1756 г. С этого года начинается непрерывная театральная история России. Известным драматургом 18 в. был

А.Н.Радищев (1749–1802), автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), был сослан в Сибирь за дерзкое обличение политического и общественного устройства.

Самым популярным произведением тогдашней литературы была сентиментальная повесть о крестьянке, соблазнённой дворянином – «Бедная Лиза» (1792) Н.М.Карамзина (1766–1826). Самым существенным достижением Карамзина было введение нового литературного стиля русской прозы, очищенного от славянизмов и ориентированного на французскую языковую культуру. Его прославленная «История государства Российского» (1818–1829) была образцом этого нового стиля и во многом предопределила развитие русского литературного языка.

Крылов Иван Андреевич (1769–1844).

Написал более 200 басен. Первый сборник (1809) сразу же сделал его знаменитым.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена («Стрекоза и муравей», «Волк и ягнёнок»), но постепенно он начал находить самостоятельные сюжеты, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Реакцией на различные политические события стали басни «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Волк на псарне». Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро стали восприниматься как более обобщённые произведения: события, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Характерной чертой его басен является поразительная живость и простота языка; мягкий и одновременно разящий юмор; краткость и ёмкость сюжета; использование персонажей русского фольклора, знакомая, сказочная узнаваемость персонажей – хитрость Лисы, кротость Ягнёнка, жадность и глупость Волка и т.п.

Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Крылов стал классиком при жизни. С 1810 Крылов был библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, член Российской Академии, награждён золотой медалью за литературные заслуги. Празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности И.А.Крылова в 1838 г. превратилось во всенародное торжество.

Нет ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829).

Принадлежал к состоятельному дворянству и входил в высшие круги светского общества. Литературной славой он обязан лишь одной своей пьесе, стихотворной сатире «Горе от ума», представляющей собой великое достижение русского театра. Грибоедов был послом в Персии и погиб во время мятежа мусульман-фанатиков. Пьеса «Горе от ума» написана в классической манере, диалоги отличаются живостью и остроумием. Сюжет очень прост: Чацкий, пылкий молодой человек, вернувшись из заграничного путешествия, попадает «с корабля на бал» к Фамусову, в доме которого он провёл детство и в дочку которого влюблён. Постепенно обнаруживается, что любимая девушка влюблена в другого, а взгляды Чацкого принципиально расходятся со взглядами российского общества. Переживая личную драму, Чацкий резко высказывается о московском свете, за что и объявляется сумасшедшим. Все характеры представляют собой яркие типы и вырисованы с поразительным мастерством. Минуя цензурные рогатки, пьеса широко расходилась в списках. Впервые поставленная в 1831, с тех пор не сходит с русской сцены.

Одна из лучших критических статей о пьесе – «Миллион терзаний» И.А.Гончарова, в которой тонко и проникновенно проанализированы конфликт и характеры пьесы. Чацкий – один из первых «лишних людей» в русской литературе. В образе Чацкого не только показано, что умный человек может «вырасти» из обстоятельств, «перерасти» свою среду, но и его неумение противостоять этим обстоятельства. Естественно, что «лишние люди» обнаруживают некоторую растерянность писателей первой половины 19 века, которые «не знают», что делать со своими героями (Чацкий уезжает за границу, Онегин «оставлен» Пушкиным «в минуту злую для него», Печорин, Рудин, Базаров, Андрей Болконский «убиты» своими авторами). Таким образом, Грибоедов не только ввёл в русскую литературу нового героя, но и предвидел его трагизм и бесперспективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: