СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
На титульном листе бизнес-плана нужно указать:
· полное название и адрес предприятия;
· имена и адреса учредителей;
· имя предпринимателя (директора), его телефон;
· суть предлагаемого проекта (2-3 фразы);
· совокупная стоимость проекта, предлагаемые источники получения средств (выпуск акций, займы, паевые взносы и т.п.);
· заявление о коммерческой тайне.
Весь лист не более 25 строк.
- Вводная часть (резюме)
Вводная часть пишется после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (3-4 стр.) и написана так, чтобы вызвать интерес потенциального инвестора. Это реклама проекта и должна содержать доказательства его выгодности. Необходимо раскрыть суть проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос на продукцию. Отдельно дается обоснование того, почему предприятие добьется успеха.
- Анализ отрасли, конкуренции
Идея нового предприятия преподносится на фоне сложившегося состояния дел в отрасли – ведь один из критериев, на основании которых инвестор судит о шансах нового предприятия на победу в конкурентной борьбе, является ситуация на рынке продукции этого класса.
|
|
· Рекомендуется привести краткую историю развития отрасли, дать анализ текущего состояния дел в отрасли, тенденций развития;
· Привести динамику продаж товара за последние 5 лет в стране и мире;
· Прогнозы развития отрасли (из правительственных отчетов, отраслевых министерств, ассоциаций, статистики);
· Перечислить новинки и аналоги продукта за последние 3 года;
· Потенциальные конкуренты (указать наименование и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны, их товары, качество, уровень цен и т.п.).
Весь раздел должен занимать не более 3-4 стр.
- Существо предлагаемого проекта (описание продукта)
В данном разделе бизнес-плана следует дать подробное описание предлагаемого проекта, что позволит инвестору оценить специализацию и размеры предприятия. Это основная часть бизнес-плана, она начинается с описания товара, сведений о патентах, торговых знаках, лицензиях.
Чем предлагаемый товар отличается от подобных товаров конкурентов. Дается наглядное изображение товара (фотография, рисунок, схема, чертежи, макет и т.п.).
- Производственный план
Главная задача этого раздела бизнес-плана – доказать потенциальным партнерам, что новое предприятие в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.
Основные вопросы, которые нужно осветить в этом разделе:
· Описание и графическая схема производственного процесса. Если привлекаются подрядчики, указать их адреса и основание выбора;
|
|
· Где будут изготавливаться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии;
· Какие потребуются мощности, привести их расчет;
· Состав необходимого оборудования, его поставщики, стоимость, условия приобретения (лизинг, аренда, покупка);
· Сырье и материалы, возможные поставщики (их наименование, адреса), ориентировочные цены, условия поставок;
· Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
· Расчет себестоимости производимого продукта;
· Контроль качества;
· Расчет производственных запасов.
Весь раздел должен занимать не более 5 стр.
- План маркетинга
План маркетинга – важнейший раздел бизнес-плана. В нем описывается каким образом предполагается продавать новый товар, какую назначить цену, как проводить рекламную кампанию, как добиваться постоянного роста объемов продаж, налаживание службы сервиса, как добиться хорошей репутации своих товаров и фирмы в глазах общественности.
Основные вопросы, освещаемые в разделе:
· Конечные потребители; характер спроса (равномерный или сезонный); особенности сегмента рынка, на который ориентируется проект; чем отличается продукция и дополнительные услуги от предлагаемых конкурентами;
· Обоснование цены на продукцию (стратегия ценообразования);
· Схема распространения товара (через собственные фирменные магазины, оптовые организации, заказы по каталогу, заказы по почте, телефону и т.п.);
· Организация рекламы, примерные затраты на нее (какой вид рекламы будет использоваться: информативный, увещевательный, напоминающий);
· Методы стимулирования продаж (сервисное, гарантийное обслуживание, специальные услуги клиентам, скидки, льготы постоянным клиентам, снижение цен на большие партии, при расчетах за наличные деньги, сезонные распродажи, проведение лотерей и пр.);
· Формирование общественного мнения о фирме и ее товарах («паблик релейшинз») – каким образом будете добиваться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности: размещением сведений в прессе познавательного характера, популяризаций и пропагандой конкретных товаров.
В этом разделе для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среды кампании: рынок труда, технологий, товаров, конкуренция, общая оценка насыщенности рынка товарами – конкурентами, покупательная способность, спрос и др. внешних факторов, влияющих на объемы продаж товара.
Объем раздела не более 5 стр.