Транспорт является важным элементом инфраструктуры сельскохозяйственного производства, без его участия практически не осуществляется ни один вид сельскохозяйственной деятельности.
Транспортные средства участвуют во всех производственных процессах. В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные работы относятся к числу наиболее трудоемких и энергоемких процессов, на них приходится около 1/3 всех затрат труда при возделывании сельскохозяйственных культур, в себестоимости сельскохозяйственной продукции транспортные расходы составляют от 15 до 40%.
Для транспортных работ используются автомобили, тракторы и рабочие лошади.
Автомобили перевозят грузы на большие расстояния. Тракторы, как правило, осуществляют перевозки внутри хозяйства, они незаменимы на плохих дорогах осенью и зимой. Гужевым транспортом (лошадьми) пользуются для внутриусадебных перевозок, на фермах.
На животноводческих фермах используются такие способы транспортировки грузов, как наземные трубопроводы, подвесные дороги и т.д.
В среднем 80% грузов перевозят грузовыми автомобилями, 15% -тракторами, 5% -гужевым транспортом.
Роль и значимость автомобильного транспорта в сельскохозяйственном производстве определяются двумя основными факторами: огромным объемом перевозимых грузов, непосредственным участием в сельскохозяйственном производстве.
Участвуя в производственных процессах, автомобильный транспорт перестает выполнять чисто транспортную функцию, а вместе с обслуживаемыми сельскохозяйственными машинами и агрегатами осуществляет процесс, состоящий из технологических, перевозочных и перегрузочных операций. Автомобиль или прицеп, оборудованный тем или иным рабочим органом, например, разбрасывателем удобрений, погрузчиком-подборщиком, становится транспортно-технологическим средством.
Другая особенность применения автомобильного транспорта состоит в том, что он является связующим звеном любого производственного потока и в этом своем качестве определяет саму возможность построения процессов по индустриальным схемам.
С ростом интенсификации сельскохозяйственного производства объем транспортных работ будет увеличиваться. Возрастут перевозки готовой продукции, сырья и материалов при выполнении технологических процессов производства сельскохозяйственной продукции, органических и минеральных удобрений, кормов, строительных, топливно-смазочных и других материалов.
От правильной организации перевозок, оснащенности организаций соответствующими современными транспортными средствами, их рационального использования в значительной степени зависят своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и себестоимость продукции.
В то же время использование транспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей. Это многообразие грузов, неравномерность грузопотоков в течение года, рассредоточение грузов на большой территории, разнообразие транспортных средств и т.д.
Классификация грузоперевозок осуществляется:
I. По пунктам назначения:
1. внехозяйственные;
2. внутрихозяйственные;
3. внутриусадебные.
II. По объемной массе:
1. транспортабельные (большой плотности) грузы: зерно, строительные материалы, минеральные удобрения и т.д.;
2. малотранспортабельные (небольшой плотности): сено, солома, мякина.
III. По срочности:
1. скоропортящиеся: молоко, овощи, фрукты, зеленые корма;
2. нескоропортящиеся