Значение транспорта в развитии сельскохозяйственного производства. Объемы и виды хозяйственных грузоперевозок

Транспорт является важным элементом инфраструктуры сельскохозяйственного производства, без его участия практически не осуществляется ни один вид сельскохозяйственной деятельности.

Транспортные средства участвуют во всех производственных процессах. В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные работы относятся к числу наиболее трудоемких и энергоемких процессов, на них приходится около 1/3 всех затрат труда при воз­делывании сельскохозяйственных культур, в себестоимости сельс­кохозяйственной продукции транспортные расходы составляют от 15 до 40%.

Для транспортных работ используются автомобили, тракторы и рабочие лошади.

Автомобили перевозят грузы на большие расстояния. Тракторы, как правило, осуществляют перевозки внутри хозяйства, они незаменимы на плохих дорогах осенью и зимой. Гужевым транспортом (лошадьми) пользуются для внутриусадебных перевозок, на фермах.

На животноводческих фермах используются такие способы транспортировки грузов, как наземные трубопроводы, подвесные дороги и т.д.

В среднем 80% грузов перевозят грузовыми автомобилями, 15% -тракторами, 5% -гужевым транспортом.

Роль и значимость автомобильного транспорта в сельскохозяй­ственном производстве определяются двумя основными фактора­ми: огромным объемом перевозимых грузов, непосредственным участием в сельскохозяйственном производстве.

Участвуя в производственных процессах, автомобильный транспорт перестает выполнять чисто транспортную функцию, а вместе с обслуживаемыми сельскохозяйственными машинами и агрегатами осуществляет процесс, состоящий из технологических, перевозочных и перегрузочных операций. Автомобиль или при­цеп, оборудованный тем или иным рабочим органом, например, разбрасывателем удобрений, погрузчиком-подборщиком, стано­вится транспортно-технологическим средством.

Другая особенность применения автомобильного транспорта состоит в том, что он является связующим звеном любого произ­водственного потока и в этом своем качестве определяет саму воз­можность построения процессов по индустриальным схемам.

С ростом интенсификации сельскохозяйственного производ­ства объем транспортных работ будет увеличиваться. Возрастут перевозки готовой продукции, сырья и материалов при выполне­нии технологических процессов производства сельскохозяйствен­ной продукции, органических и минеральных удобрений, кормов, строительных, топливно-смазочных и других материалов.

От правильной организации перевозок, оснащенности организаций соответствующими современными транспортными средства­ми, их рационального использования в значительной степени зави­сят своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и себестоимость продукции.

В то же время использование транспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей. Это многообразие грузов, неравномерность грузопотоков в течение года, рассредоточение грузов на большой территории, разнообразие транспортных средств и т.д.

Классификация грузоперевозок осуществляется:

I. По пунктам назначения:

1. внехозяйственные;

2. внутрихозяйственные;

3. внутриусадебные.

II. По объемной массе:

1. транспортабельные (большой плотности) грузы: зерно, строительные материалы, минеральные удобрения и т.д.;

2. малотранспортабельные (небольшой плотности): сено, солома, мякина.

III. По срочности:

1. скоропортящиеся: молоко, овощи, фрукты, зеленые корма;

2. нескоропортящиеся


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: