Этапы формирования стратегического плана

Контур стратегического планирования включает в себя следующие этапы:

1) Стратегический анализ:

- анализ внешней деловой окружающей среды

- анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей).

2) Определение политики предприятия (целепологание).

3) Формулирование базовой стратегии и выбор стратегических альтернатив.

4) Формирование функциональных стратегий:

А) стратегия маркетинга;

Б) финансовая стратегия;

В) стратегия НИОКР;

Г) стратегия производства;

Д) социальная стратегия;

Е) стратегия организационных изменений;

Ж) экологическая стратегия;

5) Формирование продуктовой стратегии (бизнес – проекты)

В практической деятельности достаточно трудно определить момент, где кончается процесс стратегического планирования и начинается процесс реализации стратегии. С определенной степенью приближения к стратегическому планированию относятся этапы 1-3, процессы формирования функциональных и продуктивных стратегий (этапы 4-5) могут быть отнесены к процессу стратегического управления, т.е. процессу реализации стратегий.

Графически контур стратегического планирования можно представить следующим образом (рис. 1)

Некоторые пояснения к схеме:

1.Стратегический анализ определяет «текущее состояние дел» на предприятии и выявляет факторы его дальнейшего успешного развития.

2. Целепологание (определение политики предприятия) рассматривается как основной курс действий по реализации приоритетных целей развития предприятия.

Базовая стратегия разрабатывается для предприятия в целом

3.Стратегический план является иерархичным, т.е. это означает, что одновременно с базовой (корпоративной) стратегией разрабатываются

стратегии развития каждого структурного подразделения предприятия.

Структурные подразделения предприятия делятся на линейные и функциональные. Линейные подразделения отвечают за производство конкретной продукции, поэтому конкретизируют базовую стратегию по характеристике «продукт / рынок». Функциональные подразделения отвечают за эффективность использования какого – либо определенного вида ресурса (сырье, энергия,людские ресурсы и т.п.) или сферу деятельности (маркетинг, снабжение,реализация,управление персоналом и т.п.) и поэтому конкретизируют базовую стратегию по характеристике «ресурсы/возможности» В соответствии с вышесказанным в рамках линейных подразделений разрабатываются конкретные бизнес-планы, охватывающие весь жизненный цикл конкретного продукта (товара).

Функциональные подразделения разрабатывают соответственно, функциональные стратегии.

4. После согласования бизнес-планов и функциональных стратегий осуществляются конкретные действия по их реализации.

Важным этапом стратегического управления являются контроль и оценка эффективности реализации разработанной стратегии.

При этом могут возникнуть две противоположные ситуации. В случае, если эффективность реализации плана высока, осуществляются дальнейшие конкретные действия в соответствии в выработанной концепцией.

Если же эффективность реализации стратегического плана оценивается как недостаточная в силу ряда причин (изменения внешней деловой окружающей среды,ресурсного потенциала предприятия и т.д.), то возникает необходимость в переформировании базового плана и развития нового, т.е. процесс формирования стратегического плана повторяется в той же последовательности. Переформирование базового плана необходимо так же и тогда, когда он полностью реализован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: