Средства влияния государства, профсоюзов и работодателей на формирование трудовых отношений между работником и работодателем

Таблица 12.1

Субъект влияния Средства влияния на формирование трудовых отношений между работником и работодателем
Государство Гарантии при принятии на работу; порядок заключения и прекращения трудового договора; порядок высвобождения работников; гарантии обеспечения права на работу увольняющимся работникам; норма продолжительности рабочего времени; время отдыха; ежегодные отпуска; нормирование труда; оплата труда; гарантии и компенсации; ограничение отчислений из заработной платы; охрана труда; возраст, с которого допускается принятие на работу; порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров; участие работников в управлении; государственное социальное страхование
Профсоюз Представительство и защита интересов работников независимо от их членства в профсоюзах; участие в определении главных критериев жизненного уровня, прожиточного минимума, а также минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, политики ценообразования, разработке социальных программ, направленных на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека и социальную защиту в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законодательством; общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий
Организации работодателей Сотрудничество с органами государственной власти, органами местного самоуправления, профессиональными союзами, их объединениями и другими организациями нанимаемых работников; участие в формировании и реализации социально-экономической политики государства; сбалансирование спроса и предложения рабочей силы, предотвращение массовой безработицы путем создания новых рабочих мест, обеспечение рациональной структуры занятости населения

Сторонами социального партнерства являются профессиональные союзы и их объединения, другие организации наемных работников, созданные ими согласно действующему законодательству; работодатели, их организации и объединения; государство в лице исполнительных органов власти и органов местного самоуправления.

Перспективы достижения социального партнерства рассматривали в своих трудах французские философы Жан-Жак Руссо (1712-1778), Франсуа-Шарль-Мари Фурье (1772-1837), Клод-Анрі Сен-Сімон (1760-1825), английский мыслитель Роберт Оуен (1771-1858), которые обосновывали возможность достижения классового мира между рабочими и предпринимателями.

Впервые термин «партнерство» относительно социальных отношений между работниками и работодателями использовал английский философ Джон-Стюарт Мілль (1806-1873), доказывая в своем исследовании «Основы политической экономии и некоторые аспекты их применения к социальной философии» (1848), что развитие социальных отношений будет происходить путем объединения рабочих с капиталистами и вследствие объединения рабочих между собой. В 20-х гг. XX ст. русский философ П. Сорокин (1889- 1968) в своих теориях социальной стратификации и социальной мобильности обратил внимание на условия, которые обеспечивают социальное партнерство в обществе. С деятельностью бывшего федерального канцлера Германии Людвига Ерхарда (1897-1977) и других немецких экономистов связывают создание внутри XX ст. концепции социального рыночного хозяйства, основанного на свободной конкуренции, свободе предпринимательской деятельности, активной роли государства в перераспределении доходов и развития социальной сферы. На основе этих соображений в большинстве стран сформировались системы отношений, которые характеризуются как социальное партнерство.

Нередко эти отношения стараются описывать как идеальные, которым не присущи конфликты, социальное напряжение. Например, один из руководителей японской компании Sony А. Морито утверждал, что управление его фирмой осуществляется по принципу: «Мы все - одна семья». Однако правы исследователи, которые придерживаются мнения, что отношения между работодателем и работником до сих пор является самым напряжеым аспектом общественного развития, ядром политико-идеологических разногласий.

В сфере трудовых отношений неминуемы конкурентные и конфликтные ситуации, которые требуют нормативно-правового регулирования этих отношений государством. Для их предотвращения и решения она регулирует порядок заключения и расторжения трудовых договоров, продолжительность рабочего времени и отдыха, требования к охране труда и сохранению здоровья работников, их социальной защиты, создает специальные органы, уполномоченные организовывать, координировать соответствующие процессы. Вторую сторону (работников) представляют профсоюзы, которые традиционно конкурируют с работодателями вокруг таких вопросов, как заработная плата, условия работы, техника безопасности, социальное страхование. Поэтому социальное партнерство заключается не столько в налаживании «семейных», «дружеских», «добрых» взаимоотношений, как в поиске компромиссов, решении конфликтных ситуаций и трудовых споров между работниками и работодателями на основе действующего трудового законодательства, соглашений и договоров, заключенных между их организациями.

Общую оценку состояния социального партнерства в любом государстве можно осуществить с учетом сформулированных П. Сорокиным таких условий ее стойкости, как жизненный уровень населения и дифференциация его доходов. Жизненный уровень населения страны охватывает обеспеченность питанием, жильем, автомобилями, телефонной связью, предметами бытовой техники и первой необходимости. За этими показателями населения Украины пока что значительно отстает от населения экономически развитых стран. Большей частью в этом предъявляют обвинение государству, однако нельзя забывать при этом и производственно-хозяйственные организации, которые не всегда оказывают содействие снижению социального напряжения в обществе, налаживанию отношений социального партнерства, недостаточно заботятся о повышении собственной социальной ответственности.

Как свидетельствуют статистические данные, в Украине деформировано соотношение между доходами и расходами богатых и бедных. Заработная плата, которая является основным источником доходов подавляющего большинства населения, не обеспечивает достойного уровня существования. Кроме того, сложился чрезмерно большой разрыв между заработными платами производственных работников и управленцев.

Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что отношения социального партнерства могут быть реализованы при наличии високоразвитых общественных учреждений, прежде всего профсоюзов. Отечественные профсоюзы маломощные, недостаточно влияют на социальные отношения в обществе и в отдельных производственно-хозяйственных организациях. Поэтому формирование отношений социального партнерства в организациях чувствительно зависит от эффективности работы служб персонала, которые должны гармонизировать интересы работодателя и наемных работников. Прежде всего речь идет о соблюдении действующего законодательства при приеме, перемещениях и увольнениях работников, определении размеров вознаграждения, продолжительности рабочего дня и отдыха; постоянное контактирование при решении кадровых вопросов с представителями профсоюзных организаций; участие в разработке и заключении коллективных договоров; работе примиряющих комиссий и трудового арбитража, а при необходимости - в судебных заседаниях по рассмотрению трудовых споров; мониторинг состояния социальных отношений в коллективе и влияние на их улучшение. Все это будет оказывать содействие уменьшению количества конфликтных ситуаций между работниками и работодателями, их правовому решению, постепенному становлению отношений социального партнерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: