Централизация и децентрализация систем управления.
Классификация уровней управления
Уровни менеджмента.
Классификация организационных структур управления
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ (бюрократические) структуры Организация разбивается на подразделения, выполняющие специализированные функции |
Имеет разновидности - линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная |
ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ структуры Деление организации на специализированные блоки по какому-либо признаку. Каждый из блоков имеет самостоятельную структуру (чаще бюрократическую) |
Имеет разновидности - продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная, структура с международными отделениями, глобальная международная |
АДАПТИВНЫЕ (органические) Быстрая модификация структуры в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации |
Имеет разновидности - проектная, матричная, конгломерат |
Разделение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда.
Возникают подразделения – специализированные звенья, которые выполняют специализированные задания и добиваются конкретных специфических целей. Обычно их называют отделами или службами.
Вертикальное разделение труда – создание в организации совокупности должностей (иерархия управления) для обеспечения координации всех задач организации.
Наименование | Определение |
Низовое звено (линейное) | Младшие начальники координируют и контролируют работу неуправленческого персонала |
Среднее звено | Функциональные начальники координируют и контролируют работу руководителей низового звена |
Высшее звено | Отвечают за принятие решений для организации в целом или для основной части организации |
Централизованные - организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую честь полномочий для принятия решений. Суть централизованной организации состоит в разделении процессов принятия решений: высшее руководство принимает решения, управляющие среднего звена согласовывают и передают их, работники выполняют.
Децентрализованные – организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Суть децентрализованной организации - руководство высшего звена проверяет повседневные решения подчиненных. Оценка действий делается на основании достигнутых результатов.
1. Улучшает контроль и координацию специализированных служб.
2. Уменьшает количество ошибок.
3. Более экономно используется опыт персонала центрального административного органа.