ОСНОВНОЙ КУРС
Основная литература.
Существующую литературу можно условно разделить на две области: 1) исследовательско-монографическую;
2) справочно-библиографическую.
Из литературы относящейся к первой области хотелось бы ещё раз выделить уже упоминаемые нами работы А. Гарнака, а также работы О. Барденхевера: «Патрология» (Patrologie, 1910)[44] и «Историю древнецерковной литературы» (Geschichte der altkirchlichen Literatur, 1932)[45].
Также, большое значение имеют систематические курсы, т.н. «Патрологии» Б. Альтанера [46], Жюжи (Jugie) и особенно Дж. Квастена [47], считающийся лучшим на данном этапе.
Из православных курсов необходимо выделить «Патрологии» греческих богословов Христу [48] и С. Папандопуло [49].
Из справочно-библиографической литературы следует упомянуть, прежде всего, энциклопедии, словари и справочники (Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, Православный богословский энциклопедический словарь, словари протестантской теологии), «A Patristic Greek Lexicon» Лампе [50], «L’annee philologique»[51], «Bibliographia Patristica. Internationale Patristische Bibliographie» (ежегодный обзор литературы начиная с 1956 г.)[52].
|
|
Наиболее значимым из современных специализированных патроло-филологических словарей является Thesaurus Patrum Graecorum [53]. Этот проект, который берет свой материал из TLG, имеет следующие преимущества: в нем используются исправленные тексты изданий, он содержит список редких или «проблемных» слов, в нем приводится исчерпывающая информация по именам собственным, в нем даются полноценные словарные статьи (т.н. полная лемматизация) и в нем представлена словарная статистика[54].
Также важными справочниками являются «Clavis Patrum Graecorum; Latinorum» (CPG (L))[55], аннотированный библиографический справочник «Исихазм»[56], мультимедийный патрологический учебник 2007 года «Введение в Патрологию» (on-line) архим. Кирилла (Говоруна)[57].
Русскоязычная литература:
1) Свт. Филарет (Гумилёвский) архиеп. «Историческое учение об отцах церкви»;
2) Сагарда Н.И. «Лекции по патрологии»;
3) Попов И.В., проф. «Патрология»;
4) Карсавин Л.П. «Святые отцы и учители церкви»;
5) Флоровский Георгий, прот. «Восточные отцы IV-VIII веков»;
6) Киприан (Керн), архим., «Патрология»;
7) Иоанн Мейендорф, прот. «Введение в святоотеческое богословие»;
8) Скурат К.Е. «Золотой век святоотеческой письменности»;
9) Сидоров А.И. «Курс патрологии»;
10) Столяров А.А. «Патрология и патристика»;
11) Всеволод (Филипьев), инок. «Путь святых отцов»;
12) Шмонин Д.В. «Введение в средневековую философию. Патристика (2008 г.)».
«Мужами апостольскими» (οιJ α̉ποστολικοὶ α[νδρες, patres apostolici, viri apostolici) называются либо лица лично связанные с апостолами и заимствовавшие свое учение непосредственно от них или те, которые были современниками апостолов и, следовательно, могли иметь с ними какое-либо общение.
|
|
Произведения «Мужей апостольских» являются продолжением трудов самих апостолов Христовых. Они отличаются литер. простотой, глубокой верой их авторов, отсутствием влияния греко-римской культуры, ожиданием близкой парусии Иисуса Христа.
В числе писаний «Мужей апостольских» в патрологической науке изучаются следующие авторы и произведения: Св. Климент Римский, Псевдо-Варнава, «Пастырь» Ермы, Свящмуч. Игнатий Богоносец, Свящмуч. Поликарп Смирнский и Папий Иерапольский[58]. К ним же можно отнести т.н. «Римский символ» и «Дидахи».
ΔΙΔΑΧΗ (учение 12-ти апостолов)