Систем
И эксплуатации корпоративных информационных
В рамках данной темы должны быть изучены следующие вопросы:
Кадровая политика организации. Роль кадровых служб в современной практике менеджмента. Особенности управления кадрами и управления человеческими ресурсами. Трудовые ресурсы и проблемы занятости. Закон о занятости населения в РФ (№36-ФЗ). Понятие и оценка объема оптимального резерва работников. Классификация видов безработицы. Государственная система управления трудовыми ресурсами.
Управление персоналом предприятия. Методы управления персоналом. Планирование человеческих ресурсов. Стратегическое управление персоналом. Методы и виды обучения персонала. Маркетинг персонала.
В данном разделе использованы материалы [17,34].
Кадровая политика организации — это совокупность принципов, методов и мероприятий по обеспечению эффективности деятельности организации и создания благоприятных условий и социальных гарантий работнику.
В современных условиях персонал является основным производительным ресурсом организации. Взаимоотношения работодателя и работника четко регулируются законодательными актами РФ и документами, принятыми Европейским сообществом. Методы и принципы управления персоналом зависят от принятой в организации политики. Стратегия управления персоналом полностью определяется стратегией организации и стадией ее развития.
|
|
Для создания процветающей организации необходимо в общем случае решить три ключевые задачи:
- выбрать сферу деятельности и решить вопросы ресурсного обеспечения;
- сформировать коллектив специалистов;
- организовать повседневное и перспективное управление персоналом с максимальной результативностью.
В нашей стране в последнее время коренным образом изменилась роль кадровых служб.
Персонал рассматривается как основной производительный ресурс фирмы. На смену теории, рассматривавшей персонал как издержки, уменьшение которых возможно только за счет сокращения, в настоящее время крупнейшие фирмы реализуют политику эффективного управления человеческими ресурсами, которыми надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.
Работа с персоналом в условиях необходимости быстро изменять характер производства, диверсифицировать товарную политику и освоение рынка приобретает решающее значение в деятельности предприятия в конкурирующей среде. Политика организации резко меняется от технократического подхода к определению будущих потребностей персонала и развитию их потенциала. Кадровая функция по сравнению с другими приобретает первостепенное значение, поскольку от ошибок при подборе кадров во многом зависит судьба организации.
|
|
Подбирая специалистов соответствующего уровня, мы соответственно выбираем и уровень экономического развития.
Основными функциями кадровых служб можно считать следующие:
- обеспечение организации кадрами: определение потребности в кадрах, поиск специалистов, отбор и заключение контрактов, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, прекращение контрактов, перемещение кадров;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- организация оплаты труда. Для этого должна быть произведена аттестация рабочих мест, определение структуры оплаты труда и структуры льгот, система показателей оценки труда, анализ рынка труда;
- выявление социального климата в коллективе и снятие напряженности;
- развитие отношений с профсоюзами;
- координация работы по стабилизации условий труда и соблюдению техники безопасности.
В структуре управления организацией кадровая служба является самостоятельным функциональным подразделением, подчиняющимся первому руководителю (рис.9.1 и рис.9.2):