Проблема взаимоотношений принципал-агент

Моральный риск со скрытыми действиями.

Моральный риск со скрытой информацией

Моральный риск

Оглавление

Mоральный риск (moral hazard) и методы его предотвращения .

Моральный риск – это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим в ситуациях, когда они не ощущают полностью последствий (или не пользуются полными выгодами) своих действий вследствие неопределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют возложению всего ущерба (или получению всех выгод) на соответствующего агента.

Если лицо, обладающее необходимой для принятия решения информацией, имеет интересы, отличающиеся от интересов лица, принимающего решение, то это лицо может быть заинтересовано в том, чтобы не предоставлять полную и точную информацию, имеющую существенное значение для принятия решения, и пытаться использовать информационное преимущество для того, чтобы повлиять на принятие выгодного для себя решения.

Когда покупатели не могут проконтролировать качество товара или услуги, которые они приобретают, то поставщики имеют стимулы к тому, чтобы поставлять товары низкого качества и предоставлять услуги с минимальными усилиями, без должного усердия и заботливости.

Условия:

Ситуации, в которых возникает моральный риск, характеризуются сочетанием определенных условий:

1. интересы исполнителя и заказчика не совпадают, исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб интересам заказчика;

2. исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий.

3. заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершенное принуждение.

Пластичные ресурсы. Ресурсы или капиталовложения называются пластичными, если использование ресурса по назначению трудно проконтролировать, а законных способов его использования может быть много. Лицо, которое принимает решение (управляет использованием пластичного ресурса) в данном случае имеет больше возможностей тайно повлиять на ожидаемые результаты в своих интересах.

Пластичные ресурсы – деньги, человеческий капитал.

Оглавление

Теория агентства

Предпосылки:

Участники совершенно рациональны

Ассиметричная информация

Третья сторона – суд - контролирует выполнение обещаний принципалом

Предполагается, что у принципала (заказчика) меньше информации о реализуемом контракте, чем у агента (исполнителя). Например акционер (принципал), поручив менеджеру (агенту) максимизировать стоимость своих акций и передав ему право принятия решений, имеет меньше информации о рынке, и о действиях менеджера, чем сам менеджер.

Проблема принципала-агента (заказчика-исполнителя) или проблема агентских отношений (agency).

Проблема возникает здесь из-за асимметрии информации, которая складывается при наличии двух условий:

- деятельность агента не поддается непосредственному наблюдению принципала;

о деятельности агента невозможно судить по ее конечным результатам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: