Поведение фирмы в краткосрочном периоде
Особенности рынка монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке.
Основные черты монополистической конкуренции:
– множество мелких фирм в отрасли производят дифференцированную продукцию;
– доступ в отрасль монополистической конкуренции относительно свободен, выход на такой рынок не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта; потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля;
– как и в условиях чистой монополии, фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены; спрос более эластичен, чем в условиях чистой монополии;
|
|
– отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен;
– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку);
– выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.
Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.
В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором МС=МR. Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения МС и МR на графике задает оптимальный выпуск продукции Q0, продавая который по цене P0 (согласно имеющему спросу) фирма максимизирует свою прибыль (P0 > ATC) (рис. 8.7, а) или минимизирует убытки (P0 < ATC) (рис. 8.7, б).
Рис. 8.7. Выбор оптимального объема производства в краткосрочном периоде
В долгосрочном периоде получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:
– спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;
– приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.
|
|
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис. 8.8). В результате в долгосрочном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (состояние безубыточности). Наилучший (оптимальный) объем для фирмы-монопольного конкурента (Q0) определяется правилом MR = MC при Р>ATCmin, при этом PFэкон. = 0.
К последствиям рынка монополистической конкуренции относятся: завышение цен, занижение выпуска и недоиспользование производственных мощностей, создание новых продуктов.
Рис. 8.8. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Большая роль на данном рынке играет реклама, основными принципами которой являются: целенаправленность (направлять внимание потребителя на товар), адресность (обращение к целевой группе потребителей), постоянство (бесконечные повторы одного и того же ролика) и формальная правдивость (не должна содержать явной лжи или необоснованных фактических утверждений).
Задача. На рынке монополистической конкуренции фирма осуществляет рекламную кампанию, в результате чего издержки на рекламу увеличились с 200 до 400 ед. До рекламной кампании функция спроса на товар фирмы имела вид QD0 = 80 – P; а в связи с проведением рекламной кампании стала QD1 = 72 – 0,5P. Предельные издержки фирмы постоянны МС=18. Определите, что произошло с прибылью фирмы в результате рекламной деятельности.
Решение.
1. До проведения рекламной кампании общие издержки фирмы TC0 = TFC+TVC = TFC+(200 +18q0).
Функция общей выручки TR0 = q0*P = q0*(80 – q0).
Функция предельной выручки MR0 = (ТR0) / = 80 – 2q0.
Условие равновесия фирмы MR0 = MC0 → q0, PF0. Равновесный выпуск до рекламы (q0): 80 – 2q0 = 18, отсюда q0 = 31.
Определим первоначальную прибыль до проведения рекламы (PF0)
PF0 = TR0 – TC0 = 31*(80 – 31) – TFС – (200+18*31) = 801 – TFC.
2. Выполним аналогичные действия в период проведения рекламной кампании.
TC1 = TFC+TVC = TFC + (400+18q1);
TR1 = q1*P = q1*(144 – 2q1); MR1 = (ТR1) / =144 – 4q1;
Условие равновесия фирмы MR1=MC1→ q1, PF1.
144 – 4q1 = 18, отсюда равновесный выпуск после рекламы (q1) q1 = 31,5.
Определим прибыль после проведения рекламы (PF1)
PF1 = TR1 – TC1 = 31,5*(144 – 2*31,5) – TFC –(400+18*31,5) = 1584,5 – TFC.
Таким образом, увеличение прибыли после рекламной компании составило ∆PF = PF1 – PF0 = 1584,5 – TFC – 801+ TFC = 783,5.