Способы организации банковского регулирования и надзора.
Банковское регулирование и надзор
Основная задача надзорной функции ЦБ- это поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчика и кредиторов.
Задачи банковского надзора:
- предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса
- защита интересов вкладчика и кредитора
- недопущение монополизации финансового капитала
- поддержка здоровой конкуренции в банковском секторе
- повышение эффективности банковского дела и роста профессионализма банковских работников
-Со стороны ЦБ такой способ регулирования применяется в России
-Со стороны Правительства в лице Минфина
-Со стороны независимых агенств,которые обязательно должны нести ответственность перед Парламентом
-Банковский надзор осуществляется несколькими организ-циями по своему направлению (в США)
(схема 8.) Виды банковского надзора:
- прямой (превентивный): может осущ.в виде лицензирования, которое залючается в выдаче и отзыве лицензии) и текущий надзор ( выполнение обязат.нормативов,жёсткая система контроля и аудита,прямой контроль за отдельными операциями,прямые методы воздействия)
- защитное регулирование осуществляется: путём относительной свободы лицензирования, рекомендательные отношения с ЦБ(когда ЦБ не вмешивается в деят-ть ком.банков,а контролирует только правильность проведения операций), возможность самостоятельного установления % ставок, отсутствие фин.поддержки со стороны ЦБ, создание системы саморегулирующихся орг-ций.
Если одновременно применяется прямой контроль и защитное регулирование,то это называется разумным банковским надзором (Россия)
|
|
Методы проведения банковского надзора:
- административные:
- -лицензирование,
- -прямые ограничения (лимиты),
- -запреты.
экономические- методы,оказывающие косвенное воздействие на деят-сть коммерч.банков.
-налоговые
-нормативные
-корректирующие (наиболее стимулирующие для коммерч.банков по мнению ЦБ)
- регулирующие- предназначены для снижения банковских рисков
-инструкции,разрабатываемые ЦБ
- надзорные- предназначены для проведения контроля за банковским законодательством.
-анализ предоставляемой отчетности коммерч.банками
-проверка отдельных направлений деят-ти коммерч.банков в форме ревизий
-проведение обязательного внешнего аудита
Суть: переход от прямых ограничений к нормативно-методическому регулированию и снижение риска.
Все кредитные орг-ции обязаны публиковать в СМИ:
- балансовый отчет
- отчет о прибылях и убытках
- основные пок-ли деят-ти
- сводный отчет о своей деят-ти
Эти 4 док-та согласно закону о защите информации, к информации,которая не явл.коммерч.тайной и должна публиковаться относится:
|
|
-учредительные док-ты
-лицензии
-данные о нарушении банком налоговых законодательств
-данные о банке как налогоплательщике
-данные о любом нарушении законодательства
Согласно этим принципам все кредитные орг-ции подразделяются на:
- 1-я категория, Финансово-стабильная кредитная орг-ция:
-Группа1:КО без недостатков деят-ти
-Группа 2:КО,имеющие отдельные недостатки,не влияющие на общую фин.стабильность
- 2-я категория, Проблемные кредитные организации:
-Группа 3: КО,испытывающие серьезные фин.трудности
-Группа 4: КО,находящаяся в критическом фин.положении.