Рекомендуемая шкала для выставления балла возникновения О (FMEA конструкции)
Таблица 23.2
Вероятность дефекта | Возможные частоты дефектов | Балл О |
Очень высокая: дефект почти неизбежен | Более 1 из 2» 1 из 3 | 10 9 |
Высокая: повторяющиеся дефекты | Более 1 из 8» 1 из 20 | 8 7 |
Умеренная: случайные дефекты | Более 1 из 80» 1 из 400» 1 из 2000 | 6 5 4 |
Низкая: относительно мало дефектов | Более 1 из 15000» 1 из 150000 | 3 2 |
Малая: дефект маловероятен | Менее 1 из 1 500 000 |
В любом случае при выставлении баллов возникновения О члены DFMEA-команды должны рассмотреть следующие вопросы:
· Каков опыт эксплуатации и обслуживания подобного технического объекта?
· Заимствован ли (подобен ли) технический объект из применяемых ранее?
· Насколько значительны изменения конструкции по сравнению с предыдущими?
· Отличаются ли компоненты радикально от предыдущих?
4.4 При выставлении балла обнаружения D за основу может быть взята приведенная ниже таблица 23.3.
В основе выставления оценок обнаружения D лежит предыдущий опыт членов DFMEA-команды по возможностям обнаружения аналогичных причин дефектов при соответствующих методах обнаружения.
|
|
Таблица 23.3
Обнаружение | Критерии: правдоподобность обнаружения при проектируемом контроле | Балл D |
Абсолютная неопределенность | Проектируемый контроль не обнаружит и (или) не может обнаружить потенциальные причину/механизм и последующий вид дефекта, или контроль не предусмотрен | |
Очень плохое | Очень плохие шансы обнаружения потенциальных причины/ механизма и последующего вида дефекта при предполагаемом контроле | |
Плохое | Плохие шансы обнаружения потенциальных причины/механизма и последующего вида дефекта при предполагаемом контроле | |
Очень слабое | Очень ограниченные шансы обнаружения потенциальных причины/механизма и последующего вида дефекта при предполагаемом контроле | |
Слабое | Ограниченные шансы обнаружения потенциальных причины/механизма и последующего вида дефекта при предполагаемом контроле | |
Умеренное | Умеренные шансы обнаружения потенциальных причины/ механизма и последующего вида дефекта при предполагаемом контроле | |
Умеренно хорошее | Умеренно высокие шансы обнаружения потенциальных причины/механизма и последующего вида дефекта при проектируемом контроле | |
Хорошее | Высокие шансы | |
Очень хорошее | Очень высокие шансы | |
Почти наверняка | Проектируемые действия (контроль) почти наверняка обнаруживают потенциальную причину и последующий вид дефекта |
4.5 В приведенных таблицах 23.1-23.3 использованы дискретные балльные оценки S, О, D. Для конкретных технических объектов возможно использование непрерывных шкал, например в виде графиков или формул. Значения балльных оценок при этом не должны заметно отличаться от приведенных в соответствующих таблицах.
|
|
5. Пример доработки первоначальных конструкторских решений DFMEA-командой
DFMEA-команда работает над совершенствованием конструкции нагнетательного шланга, соединяющего насос с рулевым гидроусилителем для автомобиля.
Первоначально предложенная конструкция шланга предполагала его соединение с насосом при помощи трубки с двойной конической развальцовкой и накидной гайкой.
Фрагмент протокола анализа видов, причин и последствий потенциальных дефектов (см. рис. 23.2) приведен в таблице 23.4.
В результате рассмотрения альтернативных конструкций было выбрано соединение шланга с насосом при помощи торцевого уплотнения с медными шайбами и изменено место этого соединения в насосе для облегчения доступа к соединению при заводской сборке и ремонте. Новые значения баллов приведены в таблице 23.5.
Результат: соединение стало более надежным; облегчен доступ для монтажа и ремонта; стоимость нового соединения не выше стоимости первоначально предложенного соединения. Формально: максимальное значение ПЧР для этого дефекта стало равно 60.