Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
В практике различают четыре вида инвентаризации:
1) частичная — бывает 1 раз в год для каждого объекта (один или несколько видов имущества);
2) периодическая (плановая) — проводится в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества;
3) полная — это проверка всех вдов имущества предприятия. Проводится она в конце года перед составлением годового отчета, при полной ревизии, по требованию следственных органов;
4) выборочная (внеплановая) — проводится на отдельных участках производства или при проверке работы материально ответственных лиц.
Проведение инвентаризации обязательно:
− при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
|
|
− перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
− при смене материально ответственных лиц;
− при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порче ценностей;
− в случае пожара или стихийных бедствий;
− при реорганизации или ликвидации предприятия.
Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки:
− по основным средствам — 1 раз в 3 года, а по библиотечным фондам 1 раз в 5 лет;
− по капитальным вложениям — 1 раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;
− по незавершенному производству, готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства, сырью, материалам — 1 раз в год, но не ранее 1 октября отчетного года;
− по товарам, сырью, материалам в районах Крайнего Севера в период наименьших остатков;
− по денежным средствам в кассе, на расчетном счете, кредитам, займам — 1 раз в месяц на 1 -е число каждого месяца.
Инвентаризация проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, в состав которой включаются представители администрации, работники бухгалтерии, специалисты.
Имущество проверяется при обязательном присутствии материально ответственного лица.
Материально-ответственные лица сдают в бухгалтерию к началу инвентаризации последний отчет о движении материальных ценностей с приложением всех документов, дают расписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию и что не оприходованных или не списанных в расход ценностей нет.
Фактическое наличие ценностей по каждому виду записывается в инвентаризационные описи. Заполняются они чернилами, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.
|
|
В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют сличительные ведомости по ценностям, по которым выявлены отклонения (излишек или недостача).
По окончании инвентаризации комиссия составляет Акт, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждает руководитель предприятия.
Выявленные при инвентаризации излишки приходуются:
Д-т 01, 10, 50 и др. К-т 91.
Недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства (обращения) — Д-т 20 (44) К-т 94.
Недостача материальных ценностей сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц:
Д-т 94 К-т 10;
Д-т 73-2 К-т 94.
Недостача прочего имущества и его порча относится на виновных лиц:
Д-т 94 К-т 50, 01,43, 41;
Д-т 73-2 К-т 94.
В тех случаях, когда виновные лица не установлены, — недостачи списываются на расходы предприятия — Д-т 91 К-т 94.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.