Просветительский этап в истории развития с/х службы

Первая сельскохозяйственная служба появилась в Ирландии.

Неурожай картофеля вызвал в Ирландии особо серьезные последствия, так как картофель преобладал в рационе местного населения.

Наместник Ирландии граф Кларендон послал официальное письмо президенту Королевского сельскохозяйственного общества Ирландии (основанного в 1841г.). В письме говорилось о необходимости поиска и посылки странствующих лекторов в наиболее пострадавшие от неурожая районы.

Они должны были рассказывать и показывать мелким фермерам, как можно лучше выращивать картофель, а также другие виды корнеплодов.

Лекторы были найдены, подготовлены и направлены в указанные районы.

Эта система работала в течение 4-х лет.

Финансировалась она примерно наполовину землевладельцами и наполовину за счет благотворительных пожертвований.

Недостаток средств покрывало из своих фондов правительство.

Это было начало первого этапа развития ИКС, который можно назвать «просветительским».

В этот период (первая треть 19 в.) в Англии появился термин «extension», который обычно употреблялся в сочетании «университетская экстеншн» и понимался как распространение знаний преподавателями университетов.

Одним из первых это движение в 1840-х г.г. начал профессор Кембриджского университета Джеймс Стюарт.

Он стал читать лекции для членов женских ассоциаций и рабочих клубов на севере Англии, и в связи с этим его часто называют отцом университетской экстеншн.

В 1871г. Стюарт обратился к руководству Кембриджского университета с предложением организовать центры для чтения лекций населению под эгидой университета.

Кембридж утвердил систему таких центров в 1873г.

В 1876 году его примеру последовал Лондонский университет,

в 1878 году – Оксфордский.

К 1880-м годам это направление деятельности уже получило название «движение экстеншн».

Подобные движения охватили всю Западную Европу.

С середины 1850-х г.г. в Германии – сначала в Гессене и Западной Пруссии – появились странствующие лекторы, которые действовали под эгидой обществ по распространению с/х знаний.

Обычно такие лекторы в теплое время года ездили по хозяйствам и читали лекции и давали советы фермерам, а зимой преподавали сыновьям фермеров в сельскохозяйственных школах.

Лекторы, официально являлись представителями негосударственных обществ, но их работа стала финансироваться из государственной казны и советы лекторов были для фермеров бесплатными.

Как мы помним из истории России, подобное движение в России называлось «хождение в народ».

Идеи этого движения в дальнейшем повлияли на создание и развитие системы общественной агрономии, родоначальником которой был А.В.Чаянов.

Основные черты информационно-консультационной службы просветительского типа:

· Цель деятельности – улучшение условий труда и быта наиболее бедных и неразвитых слоев общества (в том числе людей, живущих в с/х местности) путем обучения (просвещения),

· Целевая группа – представители указанных слоев общества (наиболее бедных и неразвитых), понимающие свои проблемы и желающие активно участвовать в изменении ситуации (для сельской местности это – представители мелких, в основном натуральных хозяйств),

· В качестве «консультантов» выступало все общество в лице отдельных активных просвещенных граждан и благотворительных организаций,

· Организационно система строилась на базе «кружков знаний», универсальных образовательных учреждений и просветительских организаций,

· В качестве услуг предусматривалась только передача знаний путем обучения, другого рода услуги отсутствовали,

· Плата за обучение, как правило, не взималась или была минимальной.

Суть информационно- консультационной деятельности просветительского типа – развитие наиболее бедных и неразвитых слоев общества путем оказания благотворительной помощи представителям этих слоев в решении их проблем путем обучения.

Причины зарождения информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве как самостоятельной службы:

1. аграрный кризис конца Х1Х века:

который проходил в условиях промышленной революции, быстрого развития науки и техники и широкого использования их достижений во всех сферах человеческой деятельности, рост потребностей в сельскохозяйственном сырье и продовольственных товарах, с другой стороны стала особенно заметна отсталость патриархального сельскохозяйственного производства, тормозящая развитие других отраслей.

2. первая мировая война – проблема обеспечения продовольственной безопасности воюющей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: