Раскол наметился в ещё IX веке, и окончательно произошёл в 1204 году, когда Константинополь был захвачен крестоносцами. Это событие обострило политическое соперничество Рима и Константинополя, к чему прибавились мировоззренческие разногласия.
Запад | Восток |
Западная церковь к IX веку стала церковью феодальной. Опиралась на юридическое наследие, оставленное Римской империей Этические проблемы Латинский язык | Опиралась на философию (неоплатонизм) Онтологические проблемы Греческий язык |
В IX веке Западная церковь вводит дополнение к Символу веры: Св. Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына. Таким образом, отношения Духа и Сына становятся односторонними. Св. Дух становится как бы агентом Христа, с которым связывается деятельность церкви. | Восточная церковь этого дополнения не приняла. Бог-Отец – единый и общий источник для Бога-Сына и Св. Духа. «Отец Мой более Меня». Эта точка зрения способствовала укреплению монархического начала. |
Первостепенное значение приобретает понятие первородного греха; его огромность – причина того, что человек без церкви не может достичь спасения. Складывается строгая система оценки заслуг и грехов человека. Возникают определённые функции церкви: она получает благодать и распределяет её между мирянами. В то же время личные устремления человека теряют значение. | Богословие рассчитывает на индивидуальное устремление человека к Богу. Возможно взаимодействие человека и благодати. |
Задача спасения: оправдать человека перед Богом (чем и занимается церковь) | Задача спасения: достижение единства с Богом |
|
|