Высшие психические функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием
N развитие мышления (в т.ч. рефлексии)
N появление принципов нравственности и морали
N развитие коммуникации между членами общества (высший уровень - речь)
Основные факторы происхождения и развития сознания
N Сознание обладает мотивационно-ценностным характером
N Рефлексивность сознания - благодаря сознанию человек способен к самонаблюдению (рефлексии)
N Сознание человека носит исторический характер
N Сознание интенционально (намеренно, направлено на что-либо)
N Сознание человека носит целенаправленный и активный характер
Характеристики сознания
Творчески-креативная
Рефлексивная
Регулятивно-оценочная
Отражательная
Основные функции сознания
N как часть процессов поведения, которая может быть вызвана или заменена словами, т.е. вербализована (Дж. Уотсон) и т.д.
|
|
N как постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс),
N как взаимодействие представлений (И. Гербарт),
N как своеобразную сцену, на которой разворачиваются события, переживаемые субъектом (интроспекционисты),
Сознание понимали
Проблема понимания сознания
Вопрос 4 Проблема сознания в психологии
N 3. Трубчатая нервная система. У хордовых и позвоночных нервная система представляет сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца — простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей.
N 2. В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы
N 1. Сетевидная нервная система - представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки с сократительной тканью животного
Эволюция нервной системы
n Сознание – это высшая, свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
n Сознание человека – это единство общечеловеческого, национального и индивидуального
n Категоричность сознания – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний, позиций, концептуальных схем
n коллективный труд,
Культурно-историческая концепция
Л. С. Выготского о ВПФ