Ций.
Региональные международные организации а) объединяют государства, характеризующи-
еся близостью территориального расположения, порождающую общие интересы; б) регио-
нальные политические международные организации поставлены в определенную связь с
ООН (гл.VIII Устава ООН «Региональные соглашения»); в) статус региональной междуна-
родной организации политического характера может быть предоставлен ООН (СНГ, ОБСЕ).
Соответственно выделяют 2 типа региональных международных организаций: 1) регио-
нальные международные организации в силу главы VIII Устава ООН, 2) иные региональные
международные организации (традиционного типа), среди которых можно выделить надна-
циональную международную организацию – Европейский Союз.
Виды региональных международных организаций:
- политические региональные международные организации, целью которых является за-
щита суверенитета и территориальной неприкосновенности государств, в нее входящих
(ОАГ, НАТО, ОБСЕ и др.);
- экономические (ОПЕК, ЕС на начальных этапах своего развития),
|
|
- финансовые (ЕБРР),
- организации с универсальными функциями (Совет Европы).
Глава VIII Устава ООН (ст.52-54) регулирует не только вопросы сотрудничества регио-
нальных международных организаций с ООН; впервые появился термин «региональные». В
ней речь идет о соглашениях или органах для разрешения вопросов, относящихся к поддер-
жанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для регио-
нальных действий.
Особенности региональных международных организаций в силу главы VIII Устава ООН:
1. Деятельность такого рода организаций должна быть совместима с целями и принципа-
ми Устава ООН (п.1 ст.52).
2. Такие организации должны относиться к разряду политических, их цель – поддержание
мира и безопасности в регионе.
3. Региональный характер организаций: их деятельность должна затрагивать интересы
только государств конкретного региона.
4. В рамках этих организаций предусмотрен механизм для мирного разрешения местных
споров, т.е. споров между государствами-членами. Разрешение таких споров осуществляется
81
с помощью средств, которые указаны в Уставе ООН, и средств, предусмотренных в рамках
организации (ОБСЕ – Суд по примирению и арбитражу).
5. Наличие системы коллективной безопасности, включая право применения объединен-
ных вооруженных сил. Принудительные действия с использованием вооруженных сил в
рамках региональных международных организаций могут иметь место только для отражения
уже совершенного вооруженного нападения на одного из членов Организации в порядке
|
|
осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со
ст.51 Устава с последующей передачей полномочий (информированием) Совета Безопасно-
сти.
6. Совет Безопасности вправе использовать такие организации для принудительных дей-
ствий под его руководством (ст.53 Устава ООН). В настоящее время распространенным яв-
ляется привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной диплома-
тии, миротворчестве и поддержании мира на принципах рационального распределения вы-
полняемых функций и взаимодополняемости.
Международная конференция – временный орган, созванный для подготовки, обсуждения
поставленных перед участниками вопросов и принятия согласованных решений, имеющих
международное значение. Могут именоваться по-разному: конференция, совещание, саммит,
хотя юридического значения различие в названиях не имеет.
Виды конференций:
- конференции, принимающие кодифицирующие конвенции (Венская конференция о ди-
пломатических сношениях 1961 г., Конференция по морскому праву 1973 – 1982 гг.),
- встречи на международном уровне (совещания, саммиты).
На совещаниях ограниченного состава решения принимаются единогласно. На широких
конференциях процедурные вопросы решаются простым большинством присутствующих и
участвующих в голосовании. Окончательный текст обычно принимается большинством в две
трети. Часто используется процедура консенсуса – решение принимается при отсутствии
возражающих.
Решения встреч ограниченного состава обычно оформляются совместным заявлением или
коммюнике. Более широкие конференции принимают заключительные акты, содержащие
итоги работы и тексты принятых решений. Эти акты подписываются участниками. Подписа-
ние акта, содержащего текст принятого договора, означает установление его аутентичности.
Резолюции конференций не являются юридически обязательными, но в силу принципа
добросовестности предполагается, что они будут уважаться участниками как морально-
политические обязательства. Юридически обязательной силой обладают лишь решения,
оформленные в виде договора. Известны случаи, когда положения резолюций конференций
приобрели юридическую силу в результате того, что договор обязывал ими руководство-
ваться.
Роль конференций и принимаемых ими актов неизменно возрастает. Развитие междуна-
родных отношений требует все более активного нормативного регулирования. Разработка
соответствующих договоров занимает много времени. Поэтому на помощь приходят резо-
люции международных конференций, являющиеся актами «мягкого права». Они быстрее
формируются, государства охотнее соглашаются с ними, нежели с жесткими обязательства-
ми по договорам.