Уже при подготовке речи оратор обращает ее к определенной аудитории (см. об этом на с. 88—89). Но, как бы ни изучал выступающий будущих слушателей, он должен быть готов к необходимости устанавливать контакт с ними непосредственно в процессе произнесения речи, к так называемому “эффекту живой реакции”. Очень часто для начинающего оратора это бывает непреодолимым препятствием. Вот, например, как рассказывал о своей первой лекции Тимофей Николаевич Грановский: “Отведен был для дебюта большой зал, где бывают акты... Захожу — вижу, сидят более 200 студентов и много иных особ. Струсил до крайности, в глазах потемнело и не могу найти кафедры... Публика, должно быть, улыбалась. Мысль, что, открыв глаза, я встречу эту улыбку, заставила меня читать слепо, т. е. я скороговоркою и почти шепотом пробормотал, что мог припомнить из написанного, через четверть часа раскланялся и ушел”. Таков был печальный дебют профессора, на лекции которого впоследствии съезжалась вся Москва и которого слушатели награждали аплодисментами, словно знаменитого актера. Произошел этот казус при первом публичном чтении оттого, что Грановский, поддавшись волнению и страху, не видел и не слышал аудиторию.
|
|
В практической деятельности оратора могут возникнуть разные случаи, когда потребуется “эффект живой реакции”. Например, слушатели перед началом речи настроены недоверчиво, неприязненно или равнодушно. Оратор неожиданно для себя
(а иногда такая реакция слушателей предполагается) сталкивается с тем, что ему надо завоевать аудиторию, привлечь ее внимание. Для этой цели используется “зацепляющий крючок” (см. с. 103). Одним из приемов, позволяющих постепенно установить контакт с аудиторией, является нахождение среди слушателей хоть одного доброжелательного лица. О таком случае в своей ораторской деятельности рассказывает известный государственный деятель, дипломат и публицист Александра Михайловна Коллонтай (1872—1952). Когда однажды ей пришлось выступать в недоверчиво настроенном зале, в неприязненной атмосфере, которая уже начала сковывать ее (цепенел язык, делался тусклым голос), она вдруг увидела внимательный взгляд старушки. И тысячная аудитория исчезла, перед оратором стояли доброе, улыбающееся лицо женщины и седая голова, которая согласно кивала в такт речи. Коллонтай несколько мгновений рассказывала только для нее. Постепенно оратору удалось завладеть вниманием всех слушателей.
Установив контакт с аудиторией, опытный оратор следит за тем, чтобы не потерять этот контакт, поэтому взгляд его должен быть всегда устремлен на аудиторию. Произнося речь, выступающий обычно смотрит на лица слушателей, переводя свой взгляд с одного лица на другое. Это дает ему возможность вовремя заметить ослабление внимания. Так, Петр Францевич Лесгафт, блестящий лектор-популяризатор, собиравший многочисленные аудитории, мог непосредственно обратиться к кому-либо из слушателей, если замечал признаки утомленности: “Что, милостивая государыня, отсутствуете? Не о том думаете?”
|
|
Конечно, такие реплики может позволить себе только уверенный в себе, снискавший любовь аудитории оратор. Более универсальным является прием, который называется эмоциональной разрядкой. Так, во время лекции о М. М. Зощенко К. И. Чуковский, почувствовав утомление аудитории, предложил слушателям угадать, какая фраза принадлежит М. М. Зощенко, а какая представляет собой стенографически записанные речения нынешних людей. Вот, например: “Он, продолжает хлестать меня по роже, когда я подумал, к чему мне такие варианты”; “Когда мы вошли в комнату, он сидел на обломках мебели и нецензурно удивился нашему появлению”; “Он не интеллигент, но близорукий”; “Домоуправление № 9 сообщает, что гражданка Авдеева не аварийная, но требует капитального ремонта...”
После такой передышки К. И. Чуковский перешел к самой важной части своего выступления — рассказу о Зощенко-моралисте, о его стремлении раскрыть существеннейшие черты действительности, оспорив мнение некоторых читателей и критиков о М. М. Зощенко как писателе развлекательном и поверхностном.