Структура личности в теории трансактного анализа Э.Берна(Р-В-Д)
Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе жизненного сценария.
Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).
структура личности
Родитель Я-состояние «Родитель».
Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием.
Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и предрассудках нашего нынешнего поведения.
Родитель в нас отвечает за нашу совесть.Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном.
Взрослый Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку вероятностей.
|
|
Взрослый — это та часть личности, которая адекватно реагирует на ситуацию «здесь и сейчас». Это эго-состояние воспринимает и перерабатывает информацию в настоящем времени, словно бездушный компьютер. Также, Взрослый является посредником во внутренних отношениях Родителя и Дитя.
Дитя (Ребенок) как Я-состояние «Дитя». Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя. Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки). Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.
У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.
закономерности общения:
-наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;
-отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способности ее реализации;
-развитие, наращивание, совершенствование. Если этого происходит, то общение затухает и разрушается;
-позитивный настрой на партнера по общению.
|
|
Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру:
1) восприятие людьми друг друга;2) понимание людьми друг друга;3) отношения людей друг к другу;
В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные сто¬роны в общении:
коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);
перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);
интерактивную (взаимовлияние партнеров).
Функции:
-профессионально-деловую; -познавательно-диагностическую;-педагогическую;-информационную; -управленческую (мобилизующе-побудительную);-обратной связи;-самоутверждения личности;реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;-решение других задач.
В общении широко используются различные средства, знаков системы общения. Все их многообразие можно свести в три групп
1) вербальные (слово, речь);2) невербальные (неречевые средства);3) смешанные (сочетание вербальных и невербальных среде общения, что обычно и бывает при вербальном общении).