Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей у модели перекрестка, которая была построена детьми в группе и проводит игру «Красный, желтый и зеленый»: у каждого ребенка в руках по маленькой машинке, и они «проезжают» перекресток, а логопед выставляет перед ними светофоры. Дети должны правильно среагировать на свет светофора и объяснить, почему они так сделали: «Я остановился, потому что зажегся красный цвет», «Я поеду дальше потому, что горит зеленый» и т.д.
2. Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о случае, который произошел на улице. Выставляется картина.
3. Беседа по картине.
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Весна.)
- Чем вы можете доказать, что это весна? (Люди одеты в пиджаки, куртки, кофты; на головах у них шляпы и береты.)
- Чем удивлены и перепуганы прохожие?
- Почему мальчики решили так покататься на машине?
- Как вы думаете, машина стояла на месте или двигалась?
- Можно ли так поступать детям (и не только)?
- Чем может закончиться такое развлечение?
- А чем закончилась история Вити и Жени?
- Попробуйте придумать окончание истории.
- Какие советы вы можете дать другим детям о поведении на улице?
4. Составление плана рассказа.
Логопед просит детей еще раз рассмотреть картину и задает следующие вопросы:
- Как можно назвать наш будущий рассказ?
- О чем вы будете говорить в начале рассказа?
- Как вы его продолжите?
- Чем закончите рассказ?
- По ответам составляется план, например:
- Пришла весна.
- Прогулка друзей.
- Так делать нельзя!
План повторяется несколькими детьми, а затем по цепочке дети составляют рассказ.
5. Физкультминутка.
Игра «Шофер» с воображаемым предметом.
Вращая руками воображаемый руль, дети быстро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (цветные кружки).
6. Рассказы детей.
Составлять рассказы можно как по цепочке, так и индивидуально. Главным выводом из рассказа должна быть мысль, что шалить на дороге опасно для жизни.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила долгожданная весна. Витя и Женя после школы решили прогуляться. Они вышли на улицу и увидели машину, которая отъезжала от тротуара. Витя предложил прокатиться, и Женя согласился. На ходу Витя запрыгнул на машину, а Женя немножко отстал. Витя стал ему помогать. Тут их заметили прохожие. Они с ужасом наблюдали за происходящим. Некоторые из пешеходов стали кричать и подавать знаки водителю остановиться. Водитель понял, что что-то не так, и остановил машину. Он вышел из машины, а перепуганные дети соскочили с машины и стали убегать. Им стало не только страшно, но и стыдно за свой поступок.
7. Итог занятия.
- Как называется рассказ, который вы сочинили?
- Почему нельзя поступать так, как поступили Витя и Женя?
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание;
- активизировать словарь прилагательных;
- упражнять детей в работе над деформированной фразой;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов А.К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...», Г.К. Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает...», игры: «Подбери признак», «Наоборот».