Группа учеников или сотрудников превращается в коллектив лишь тогда, когда она становится сплоченной.
Сплоченность - это социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, профессиональной и внеслужебной сферах совместной деятельности.
В каждой из этих сфер совместной деятельности сплоченность соответственно реализуется в таких компонентах, как: ценностно-ориентационное единство (иногда его называют морально-политическим единством), профессиональная сработанность (слетанность у летчиков) и психологическая совместимость.
сферы совместной ценностно-ориен- профессиональ- внеслужеб-
деятельности тационная ная ная
компоненты ценностно-ориен- профессиональ- психологи-
сплоченности тационное един- ная сработан- ческая сов-
ство ность местимость
обьективные степень общности эффективность бесконф-
показатели мировоззрений, совместной ликтность
|
|
сплоченности целей и мотивов деятельности общения
совместной дея-
тельности
субьективные взаимное доверие взаимопонима- взаимная
показатели единомышленни- ние по служеб- эмоциона-
сплоченности ков, желание сот- ным и профес- льная удов-
рудничать сиональным летворен-
вопросам ность
Ценностно-ориентационное единство обьективно реализуется в общности мировоззрений членов экипажа, команды, учеников класса, их знаний, взглядов и убеждений, потребностей, целей, мотивов и установок на совместную деятельность. Расхождения во взглядах на политику, мораль, различные представления о добре и зле, о справедливости могут стать непреодолимым барьером для формирования сплоченных взаимоотношений.
Субьективно ценностно-ориентационное единство реализует себя во взаимном доверии членов экипажа.
Профессиональная сработанность (слетанность, слаженность) обьективно проявляется в высокой производительности и экономичности совместного труда, в большой скорости реагирования и безошибочности действий членов экипажа.
Субьективно сработанность проявляется в легкости дости-жения взаимопонимания по служебным и профессиональным вопросам, возможности предвидения действий напарника и подстраховки его в случае необходимости.
Психологическая совместимость обьективно проявляется в бесконфликности общения во внеслужебной сфере. Так, например, ученики класса вынуждены находиться вместе во время занятий. Но если они вместе проводят время и после уроков, когда появляется свобода в выборе партнера по общению, то можно говорить об их психологической совместимости. Характер взаимоотношений в этой сфере определяется влиянием стихийно складывающихся обстоятельств (общностью увлечений, внешней привлекательностью, силой, верностью, желанием войти в круг наиболее авторитетных учеников и т.д.).
|
|
Субьективно психологическая совместимость реализуется во взаимном эмоциональном удовлетворении от общения с партнером, в стремлении совместно проводить с ним свободное время.
Сплоченный коллектив как группа партнеров, обьединенных общими ценностями, слаженно действующих в совместной дея-тельности и психологически совместимых во внеслужебной сфере является целью развития любого экипажа, спортивной команды, школьного класса.
Для оценки уровня сплоченности или ее отдельных компонентов применяются различные опросники, социометрическая методика, приборная методика “гомеостат” и т.д. С ними Вы познакомитесь на практическом занятии.
Вопросы для контрольной работы.
1. Чем отличается условная группа от контактной?
2. Что означают понятия “официальная” и “неофициальная” структура группы?
3. Приведите пример, иллюстрирующий понятие “большая группа”.
4. Раскройте содержание понятий “статус личности” и “социальная роль личности”.
5. Какая группа людей может быть названа коллективом?
6. Какие проявления психологии коллектива Вам известны?
7. Дайте определение понятия “сплоченность коллектива”.
8. Каковы обьективные и субьективные проявления ценностно-ориентационного единства членов экипажа?
9. Раскройте сущность профессиональной сработанности членов экипажа.
10. Каковы обьективные и субьективные проявления психологической совместимости членов экипажа?
Рекомендуемая литература.
Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. - М: Медицина. 1967.
Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.М. Основы военно-морской психологии. - М: Воениздат. 1977.
Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М: Наука. 1973.
Вейн А.М. Бодрствование и сон. - М: Наука. 1980.
Военная психология. - М: Воениздат. 1967.
Гагарин Ю.А., Лебедев В.И. Психология и космос.- М: Молодая гвардия. 1971.
Дулов А.В. Введение в судебную психологию.- М: Юридическая литература. 1970.
Дьячук Н.В. Азбука гипноза. - М: КСП. 1995. Ч.1 и Ч.2.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. - М: Просвещение. 1991.
Инженерная психология. - Киев. “Вища школа”.1976.
Иванов С.М. Отпечаток перстня. - М: Знание. 1974
Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти. - М: Наука.1970.
Немов Р.С. Психология. - М: Просвещение: Владос. 1995.
Общая психология. - М: Просвещение. 1977.
Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! - М: Знание. 1984.
Платонов К.К. Занимательная психология. - М: Молодая гвардия. 1962.
Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. - М: Транспорт. 1987.
Социальная психология. - М: Просвещение.1987.
Оглавление.
Предмет и задачи психологии................... 3
Естественно-научные основы психологии......... 5
Ощущение................................... 10
Восприятие.................................. 12
Мышление................................... 14
Память...................................... 19
Представление и воображение...................21
Внимание....................................25
Речь........................................28
Чувства и эмоции............................. 30
Воля........................................ 35
Психология личности.......................... 38
Направленность личности...................... 40
Темперамент................................. 43
Характер.................................... 47
Способности................................. 52
Психические состояния........................ 58
Психологическая характеристика деятельности.... 62
Психология группы и коллектива............... 65
Сплоченность коллектива...................... 68
Рекомендуемая литература......................71
СУЛИМОВ ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ