Дополнительная
1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. М., 1991.
2. Цвейг С. Фридрих Ницше. М., 1991.
3. Юнгер Ф.Г. Ницше / Пер. с нем. А.В. Михайловского. М., 2001.
4. Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
5. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
6. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: Учебное пособие. В 2 т. М., 1994.
7. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
8 Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. СПб., 1993.
Вы будете изучать:
- зарождение и периоды развития отечественной философии
Цели темы:
- познакомить с характерными особенностями отечественной философии;
- дать представление об общих идейных корнях отечественной философии;
- изучить тенденции преемственного развития отечественной философии
После изучения темы вы сможете:
- знать персоналии и терминологию отечественной философии;
- переносить философское мировоззрение на область материально-практической деятельности;
- анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития;
- решать мировоззренческие проблемы, опираясь на знание отечественной философии
Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от философии других стран, и это отличие проявлялось на протяжении всей её истории. Феноменальность русской философии заключается в том, что она развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др.
|
|
В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Это:
§ проблема человека;
§ космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
§ проблемы морали и нравственности;
§ проблемы выбора пути исторического развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии;
§ проблема власти;
§ проблема государства;
§ проблема социальной справедливости;
§ проблема идеального общества;
§ проблема будущего
Этапы развития русской философии:
1.Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
2. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
3. Русская философия XVIII – первой четверти XIX века;
4. Русская философия XIX – начала XX века;
5. Русская и советская философия XX века
Русская философия возникла в Киевской Руси в XI веке, причём начало процессу было положено принятием христианства русским народом в 988 г. и обретением письменности. Так как в процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, то в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали теоцентрические тенденции. Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея затрагивались вопросы добродетели, объяснений христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы. Вплоть до реформистской деятельности Петра I русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует периоду западноевропейской средневековой философии.
|
|
Средневековая философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, развитие православия (приход христианства), становление российской государственности и русской национальности заставили развиваться общественную мысль. До петровского времени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, философия развивалась в рамках византийско-православного богословия.
Следует отметить, что, проходя путь ученичества под влиянием византийской и западно-европейской философии, русская философия приобрела свою специфику. Русскую философию не раз упрекали в огромном влиянии извне, в отсутствии самостоятельности. Знаток русской философии В. В. Зеньковский отвечал на это следующим образом: «Понятие «влияния» может быть применимо лишь там, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности – без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место».
Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований, с середины XVIII в. Это период русского Просвещения, которое не только создало самобытную национальную философию, но и обеспечило быстрый взлёт философии XIX в. Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с философией Западной Европы. Среди русского дворянства распространилось вольтерьянство с его вольнодумством. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Продолжались поиски философской сути христианства.
Появление оригинальных философских концепций и философских школ связывают со второй четвертью XIX века. В развитие общемировой философии русская мысль внесла оригинальный вклад на рубеже XIX – XX веков в лице представителей религиозно-идеалистической философии и так называемого русского космизма. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв. носит также название русского религиозно-философского ренессанса.
В XX веке русская философия уже не только развивается рядом с западно-европейской философией, но и начинает постепенно выходить на путь мирового влияния.
Характерные черты русской философии:
§ сильная приверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
§ специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
§ целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
§ большая роль проблем морали и нравственности;
§ конкретность;
§ широкое распространение в массах, понятность простому народу