Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (денег) у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивав! число покупателей.
Спрос показывает объем возможной купли товара, который потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене (из ряда возможных цен) в течение определенного периода времени и с учетом имеющейся у них величины дохода. Спрос - это потенциальная купля товара. Ее реализация на практике зависит от множества факторов. Это сигнал производителям и коммерсантам. Обратная зависимость величины спроса от цены (при прочих равных условиях) получила в экономической теории название закона спроса.
Сформулировать закон спроса можно следующим образом: между уровнем цены (Р) товара и величиной спроса на него (0) существует обратная зависимость (при прочих равных условиях), т.е. рй-Г(1/Р). Или: чем выше цены, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цены, тем больше величина спроса.
|
|
Эту зависимость эк-ты объясняют возникновением трех «эффектов» при снижении цены на товар:
1. «Эффект нового покупателя». Он означает, что снижение цен увеличивает число покупателей за счет тех лиц, которые раньше не в состоянии были приобрести данный товар. Кроме того, потребление подвержено действию закона убывающей предельной полезности. Согласно этому закону каждая дополнительная единица приобретаемого продукта имеет для потребителя все меньшую полезность (удовлетворенность). Это обусловлено тем, что интенсивность потребности в данном продукте снижается по мере потребления каждой последующей единицы. Поэтому потребители покупают дополнительные (сверх того, что покупали раньше) единицы продукта только при условии снижения цены. И наоборот, повышение цены побуждает потребителей отказаться от некоторых единиц продукта.
2. «Эффект дохода». Он указывает на то, что снижение цен позволяет покупателю на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару. При этом покупатель не отказывает себе в покупке других товаров.
3. «Эффект замещения». Он проявляется в том, что подешевевший товар относительно (не абсолютно) удорожает другие товары, хотя их цены могут остаться прежними. Поэтому, «замещая» другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:
|
|
1). Величина спроса на некоторые товары абсолютной жизненной необходимости, составляющие основу потребления низкооплачиваемых слоев населения, при повышении цены может не измениться или даже возрасти. Этот эффект получил название «парадокса Р.Гиффена», подметившего еще в прошлом веке, что при увеличении цены картофеля ирландские бедняки увеличивали его потребление. Это связано с тем, что даже при повысившейся цене он оставался самым доступным продуктом, а более дорогие продукты (например, мясо) и при неизменных ценах стали менее доступными, чем раньше.
2). Рост цен на престижные предметы роскоши, которые не поглощают большой части доходов наиболее богатых потребителей, может сопровождаться повышением величины спроса на них. Напротив, спрос на данные товары может упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько товар, сколько престиж. А престиж изменяется вместе с ценой: при ее повышении он также повышается, а при понижении падает