К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.
М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»
П.П. Блонский:
Виды деятельности, понимаемые как «игра»
Мнимые игры | Строительные игры | драматизация | Подвижные игры | Интеллектуальные игры |
Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д. | Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.) | Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры) | Драматизация + бег | Шашки, шахматы, ребусы и т.д. |
Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста
· Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
· В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
· Всякая игра есть игра по правилам
· Игра требует от ребенка действий
· Игра – источник развития
По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.
|
|
Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе
Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.
Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.
Ф. И. Фрадкина:
Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.
Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».
Предпосылки для перехода к ролевой игре:
ü В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением
ü Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных действий
ü Происходит обобщение действий и их отделение от предметов
ü Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим название себя именем взрослого
|
|
ü происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий
ü возникает тенденция действовать самостоятельно, но по образцу взрослого
Глава 5: Развитие игры в дошкольном возрасте
Общая характеристика развития игры:
· происходит переход от малолюдных группировок к многолюдным
· переход от неустойчивых группировок к более устойчивым
· переход от бессюжетных игр к сюжетным
· от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету
· от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни
· происходит изменение конфликтов у старших по сравнению с младшими
· переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организованно на основе взятых на себя ролей
· изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется
2 мотивационных плана в игре детей младшего дошкольного возраста:
1. непосредственное побуждение действовать с предоставленными в распоряжение ребенка игрушками
2. мотив, образующий фон для осуществляемых действий с предметами (взятие на ребенка определенной роли, которая обуславливает выбор игрушек)
Как происходит развитие роли в игре?
ü Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком (это и является основным мотивом игры)
ü В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли: в первом периоде младшего дошкольного возраста ребенок еще не отождествляет себя полностью с тем человеком, роль которого он на себя принял. Во втором же периоде возникает критическое отношение к выполнению своей роли или роли своих товарищей.
ü Внутренняя сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу
По результатам, полученным в ходе эксперимента, Д.Б. Эльконин выделил 4 уровня развития игры:
Уровень | Особенности игры |
Первый | центральным содержанием является выполнение действий с предметами; роли так же определяются характером действий, причем действия однообразны. |
Второй | для ребенка важно соответствие игрового действия реальности; роли называются детьми; намечается разделение функций; логика действий определяется жизненной последовательностью; расширяется количество действий |
Третий | Основным содержанием игры становится выполнение роли; все действия вытекают из роли, которые ясно очерчены; логика и характер действий определяются взятой на себя ролью; появляется специфическая ролевая речь; нарушение логики действие не допускается |
Четвертый | Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям; речь носит явно ролевой характер; ребенок ясно видит одну линию поведения на всем протяжении игры; действия развертываются в четкой последовательности; ясно вычленены правила; |
На четвертом уровне развития игры появляются некие правила, установленные детьми в ходе игры. В связи с этим, необходимо рассмотреть стадии в подчинении правилу в ролевой игре.
1. Правила отсутствуют, так как фактически еще нет роли. Дети руководствуются стихийными желаниями.
2. Явно правила еще не выступают, но в случаях конфликта правило импульсивное превосходит желание.
3. Правило явно выступает в роли, но еще полностью не определяет поведение и нарушается при возникновении мгновенного желания произвести другое привлекательное действие.
4. Поведение определяется взятыми на себя ролями. Правила определяют все.
|
|
Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:
полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием |
Глава 6: Игра и психическое развитие
По мнению Д.Б. Эльконина игровая деятельность играет очень важную роль в психическом развитии ребенка, однако значение ролевой игры исследовано еще недостаточно.
1. Игра и развитие мотивационно – потребностной сферы
Игра выстпаует как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка.
ü Здесь происходит первичная эмоционально – действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности.
ü Возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых
ü Возникает потребность быть взрослым
ü Возникает новая форма мотивов (мотивы начинают иметь форму обобщенных намерений)
2. Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»
Игра выступает как реальная практика:
ü смены позиции при взятии на себя роли
ü отношений к партнеру по игре с точки зрения то роли, которую выполняет партнер
ü действий с предметами в соответствии с приданными им значениями
ü координации точек зрения на значения предметов без непосредственного манипулирования ими
В игровой деятельности происходит познавательная и эмоциональная «децентрация» ребенка
3. Игра и развитие умственных действий
В игре могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. В игре развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.
Выводы:
1. Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
2. Проблемой игры занимались:Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин, Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие ученые – психологи.
|
|
3. С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.
4. По мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста, где
· Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
· В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
· Всякая игра есть игра по правилам
· Игра требует от ребенка действий
· Игра – источник развития
5. Д.Б. Эльконин выделил4 уровня развитии игры, которые различаются по содержанию, значению роли для ребенка, наличием правил и рядом других признаков.
6. Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:
полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием |
7. Игра оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка в целом. Особенно на развитие мотивационно – потребностной сферы, умственных действий. Так же игра помогает ребенку преодолеть познавательный и эмоциональный эгоцентризм.