Международное сотрудничество в области охраны природных ресурсов и их рационального использования

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В Республике Беларусь проблема продовольственной безопасности стала предметом исследований с середины 1990-х гг., что было связано с резким снижением объемов производства сельскохозяйственной продукции — результатом перехода от государственного регулирования агропромышленный комплекс (АПК) к всесторонней либерализации, а также с обострением мировой продовольственной проблемы под действием факторов, ограничивающих развитие мирового сельского хозяйства. Усугублению продовольственной проблемы способствовала авария на ЧАЭС, принесшая серьезный ущерб здоровью белорусов и требующая нового подхода к питанию. Данная проблема является актуальной для республики и в настоящее время, в связи с трансформацией экономики и стремлением вступить во Всемирную торговую организацию.

Продовольственная безопасность предусматривает:

а) физическую доступность продовольствия.

Продукты питания должны быть в наличии на территории страны в необходимом объеме и ассортименте (в соответствии с принятыми нормами потребления), их поступление должно быть бесперебойным. Достижение этого условия обеспечивается за счет государственного контроля за внешними и внутренними поставками, а также имеющимися запасами продуктов питания;

б) экономическую доступность продовольствия.

Каждый гражданин страныØ независимо от возраста, имущественного и должностного положения должен иметь достаточный уровень доходов для приобретения минимального набора продуктов питания. Достижение этого условия обеспечивается как за счет поддержания достаточного уровня доходов населения, так и за счет контроля за уровнем цен на продукты питания. Должна существовать также возможность самообеспечения населения продовольствием за счет личных подсобных хозяйств и дачных участков;

в) безопасность питания.

Качество сырья и продуктов питания должно соответствовать установленным требованиям и гарантировать безопасное потребление. Человек должен получать с пищей весь комплекс необходимых для нормального развития организма веществ и в то же время быть уверенным в ее безопасности, т. е. в отсутствии вредных для здоровья и окружающей среды веществ. Повышение интереса к безопасности продуктов питания в мире объясняется ростом числа заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями. К тому же болезни, вызванные некачественным продовольствием, способны оказать негативное воздействие на состояние внутренней и внешней торговли, а также на доходы и занятость отдельных категорий населения.

Продовольственная безопасность страны обеспечивается совокупностью экономических и социальных условий, связанных как с развитием сельского хозяйства и всего продовольственного комплекса, так и с общим состоянием экономики страны. Исходя из этого положения, обеспечение продовольственной безопасности предполагает решение ряда задач:

· создание стабильных экономических условий;

· проведение эффективной аграрной политики;

· обеспечение равных возможностей для субъектов хозяйствования;

· проведение рациональной политики в области занятости населения;

· проведение социальной политики, направленной на искоренение бедности и неравенства в части доступности продовольствия;

· обеспечение адекватности продовольственных поставок удовлетворению потребностей населения;

· достижение устойчивого и интенсивного развития производства продовольственных товаров, повышение производительности, эффективности и безопасности питания;

· разработка и внедрение комплексных стратегий развития отраслей агропромышленного комплекса в целях увеличения местных возможностей производства продовольствия;

· содействие использованию передовых технологий и программ в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия;

· проведение активной внешнеэкономической деятельности;

· использование преимуществ международного разделения труда;

· оптимизация экспортно-импортной деятельности;

· совершенствование механизма реагирования в чрезвычайных ситуациях на продовольственном рынке.

Все указанные меры достижения продовольственной безопасности при всем их разнообразии и значимости имеют два направления воздействия на рынок. С одной стороны, они должны способствовать наращиванию объемов продовольственных ресурсов собственного производства и повышению их конкурентоспособности, а с другой - содействовать расширению емкости продуктовых рынков и их сбалансированности по спросу и предложению.

Фундаментальной основой решения продовольственной проблемы в республике должна быть соответствующая нормативная правовая база, включающая концепцию, стратегию, доктрину и программу продовольственной безопасности, а также законы Республики Беларусь "О продовольственной безопасности", "О безопасности питания"; "О развитии агропромышленного комплекса".

Оценка продовольственной безопасности Республики Беларусь и регионов по уровню производства характеризуется показателями, превышающими критический уровень. По оптимистическому уровню продовольственная безопасность за счет собственного производства была обеспечена в разные годы, начиная с 1990 года, на 75 - 86 процентов. Расчеты позволяют сделать вывод, что продовольственная безопасность Республики Беларусь является недостаточной, но не критической.

Продовольственные ресурсы, достаточные для обеспечения внутреннего потребления на душу населения, должны быть следующими: зерно - 8,0 - 9,0 млн. тонн; картофель - 9,0 - 10,0; овощи - 1,5 - 1,7; плоды и ягоды - 0,7 - 0,8; сахарная свекла - 2,0 - 2,2; молоко - 7,0 - 7,5; мясо всех видов (живой вес) - 1,3 - 1,5 млн. тонн. Производство сахара-песка следует довести до 250 тыс. тонн, масла растительного - до 60 тыс. тонн.

Сокращение объемов производства и снижение доходов населения отрицательно сказалось на потреблении продуктов питания. Относительно уровня 1990 года в 2002 году потребление мяса сократилось на 16 килограммов (21 процент), молока - на 119 (28 процентов), яиц - на 93 штуки (28,8 процента), рыбы и рыбопродуктов - на 6,4 килограмма (32,9 процента), хлеба и хлебобулочных изделий - на 25 килограммов (19,8 процента). Нормативная потребность по первым четырем продуктам удовлетворена на 74; 77,8; 78,2 и 71,4 процента. Что касается картофеля и хлеба, то их потребление близко к уровню, предусмотренному медицинскими нормами. По общей питательности среднесуточный рацион населения снизился на 16,7 процента - 3600 килокалорий в 1990 году и 3000 (в 2002 году) и составил 85,7 процента от нормативных параметров.

Для более полной оценки продовольственной безопасности страны необходимо учитывать влияние негативных факторов (неблагоприятная экологическая ситуация, потребление алкоголя, курение и др.), существенно снижающих ее уровень.

В настоящее время оценка продовольственного обеспечения по регионам свидетельствует, что страна имеет высокий уровень производства и полностью обеспечена продовольствием собственного производства.

Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие направления:

- парламентское сотрудничество (координация законодательной деятельности и разработка рекомендательных законов в сфере экологии);

- взаимодействие исполнительных структур отдельных государств (координация разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН);

- конвенционное регулирование природоохранной деятельности (заключение договоров и соглашений);

- научно-техническое сотрудничество;

- экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов и т.п.

К основным международным организациям в данной сфере сотрудничества относятся:

¾ специализированные учреждения ООН:

а. программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП),

б. организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

¾ Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

¾ неправительственные организации

а. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП),

б. "Гринпис" ("Зеленый Мир") и др.;

¾ международные финансовые организации, оказывающие финансовую и техническую помощь в области охраны окружающей среды

а. Международный банк реконструкции и развития (МБРР),

б. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР),

в. Всемирный банк (ВБ).

Республикой Беларусь подписаны основные протоколы и конвенции в области охраны окружающей среды (о трансграничном загрязнении воздуха, охране озонового слоя, биологическом разнообразии и др.), она избрана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

В Минске находится штаб-квартира Межгосударственного экологического совета СНГ. Созданы и работают комиссии по сотрудничеству со странами — соседями Беларуси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: