Приготовление электролита и заряд щелочных АБ
Эксплуатация щелочных АБ
Для пользования в судовых условиях едкие кали КОН и натр N304 поставляются в жидком (плотностью 1,41 г/см3) или твердом (иногда с добавкой едкого лития) виде.
Для приготовления электролита пригодна дождевая и питьевая вода. После раство-
рения щелочи в железной, стеклянной или пластмассовой посуде раствор выдерживают в течение 3-6 ч до полного осветления.
Осветленную часть раствора при температуре не выше 30ºС доводят до нужной плотности и заливают в аккумулятор.
Во избежание поглощения электролитом углекислого газа из воздуха в каждый аккумулятор вливают несколько капель вазелинового масла или керосина.
После заливки нового аккумулятора электролитом его выдерживают в течение 2-10 ч (для пропитки пластины) до появления начального напряжения.
Затем проводят 2- 4 цикла заряд-разряд в соответствии с инструкцией.
Смену электролита выполняют через каждые 100-150 рабочих циклов, а также при хранении аккумулятора без действия сроком более одного года или при использовании его при температуре ниже - 20ºС. Перед сменой электролита аккумулятор разряжают до 1 В, промывают и немедленно заливают электролитом.
|
|
Кроме нормальных 6-часовых режимов заряда при Iз = С / 4 = 0,25С, через каждые 10 циклов (примерно 1 раз в месяц) или после глубоких разрядов делают усиленный заряд тем же током, но в течение 12 ч.
При зарядах температура аккумулятора не должна превышать 45°С. В начале заря
да напряжение аккумулятора составляет 1,4-1,45 В, в конце - 1,75-1,95 В.
Конец заряда характеризуется бурным выделением газа и постоянством ЭДС акку
мулятора.
При разряде аккумулятора в 8-часовом или более длительном режиме (Iр = С / 8) напряжение не должно уменьшиться ниже 1,1 В, при 1-часовом режиме разряда – ниже 0,5 В.
После 100-150 циклов работы проводят контрольно-тренировочные циклы, преду-
сматривающие непрерывные и полные заряды-разряды с заменой электролита.
Если в конце этих циклов за 6 ч разряда током Iр = С / 8 напряжение уменьшается до 1 В и ниже, аккумулятор подлежит замене.
Наличие примесей в электролите, отсутствие в нем присадки едкого лития, система
тические недозаряды, глубокие разряды, утечка тока и работа при температурах выше 35 ºС могут быть причиной понижения емкости щелочных АБ.
Работа при повышенных токах, низком уровне электролита и наличии неплотно-
стей на выводах может, вызвать перегрев аккумулятора.
При КЗ, утечках тока и накоплении осадков аккумулятор может иметь пониженное напряжение.
В небольших количествах выпускаются никель-кадмиевые безламельные щелоч-
|
|
ные аккумуляторы, у которых активная масса наносится на стальную решетку пластин и спекается.
У этих аккумуляторов Rвн = 0,005 Ом, т.е. такое же, как и кислотных АБ. Поэтому они могут работать с большими разрядными токами со стабильным напряжением, но срок их службы мал (примерно 300 циклов).
В марку такого аккумулятора добавляется буква Б (безламельный).
Серебряно-цинковые аккумуляторы обладают высокой стабильностью напряжения при больших разрядных токах и имеют малые массу и габаритные размеры. Однако их стоимость высока, а ресурс довольно низок (до 100 циклов). Эти аккумуляторы имеют
Rвн = 0,001 Ом, Е = (1,7-4,4) В, напряжение в заряженном состоянии U = 1,6-1,5 В.
Серебряно-кадмиевые аккумуляторы обладают несколько худшими рабочими характеристиками, но в эксплуатации выдерживают до 500 циклов.