Типы и причины пед конфликта
Группы пед конфликта:
- мотивационные – возникают по причине слабой мотивации учебной деятельности школьника;
- конфликты связанные с недостатками организации обучения в школе;
- конфликты взаимодействия (учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации).
В основе классификации лежит пед ситуация:
- конфликты деятельности;
- конфликты поведения;
- конфликты отношений.
Классификация конфликтов в системе пед отношений:
- учитель-ученик (самый распространенный вид конфликта);
- учитель - классный коллектив;
- учитель-учитель;
- учитель - я;
- учебный класс - учебный класс.
Наиболее общая типология представлена в следующей классификации:
1. в зависимости от участников конфликта: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые;
2. в зависимости от предмета конфликта: конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты средств достижения целей, конфликты правил взаимодействия;
3. конфликты в зависимости от социальных последствий: конструктивные (способствуют развитию социальной системы), деструктивные (ведут к разрушению социальной системы);
|
|
4. в зависимости от длительности и напряженности конфликта: бурные быстротекущие; острые длительные, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстротекущие.
Условия, которые порождают пед конфликт можно рассматривать как предпосылки возникновения пед конфликта. Предпосылки могут быть субъективными и объективными.
Причины пед конфликта:
- в системе отношений учитель-ученик:
- нарушение дисциплины на уроке;
- необъективность при оценке знаний;
- неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков;
- оскорбления со стороны учителя, грубость и несдержанность;
- в системе отношений учитель-родитель:
· предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя;
· самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;
- в системе отношений учитель-учитель:
· не тактичное отношение друг к другу;
· неудобное расписание;
· перекладывание чужих обязанностей;
· неравномерное распределение нагрузки.
1. не отвечать агрессией на агрессию, конфликтогеном на конфликтоген;
2. не оскорблять и не унижать оппонента (ни словом, ни жестом, ни взглядом);
3. соблюдать такт и корректность по отношению к оппоненту;
4. давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии, не перебивать без надобности;
5. проявлять эмпатию, стараться выразить свое понимание и сочувствие к возникшим трудностям у оппонента;
6. не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе;
7. не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов и готовых рецептов;
8. в своих доводах опираться только на факты, а не на слухи и чужие мнения.