Цель и задачи курса, взаимосвязь с различными видами менеджмента.
Составляющие успешного управления развитием предприятия.
Обобщая изложенное выше, отметим основные составляющие успешного управления развитием предприятия:
- наличие экономического потенциала – удовлетворительное финансово-экономическое состояние предприятия по результатам анализа финансовой и управленческой отчетности;
- конкурентный статус – конкурентная позиция (лидер, последователь, знающий свое место, бросающий вызов) и конкурентоспособность по внутренним (издержки, рентабельность) и внешним (имидж, узнаваемость марки, доля рынка) конкурентным преимуществам;
- конкурентоспособный, лояльный фирме персонал;
- научно-исследовательский потенциал (развитость сферы НИОКР)
- наличие у руководства стратегического мышления, способность вырабатывать гибкие стратегии и реализовывать их.
Лекция 2. Гибкость предприятия в условиях рыночной
экономики и принципы ее анализа
Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение целей организации (предприятия, фирмы).
|
|
Первая, определяющая функция управления - планирование, - сама по себе уже предполагает взгляд в будущее, а значит, определяет направления деятельности предприятия, желаемые экономические показатели его работы, т. е. по сути, определяет развитие предприятия.
В условиях рыночной экономики планирование должно быть стратегическим, то есть должно идти на шаг впереди обстоятельств. Это означает, что менеджмент (руководство) организациидолжно постоянно отслеживать, изучать и анализировать состояние внешней среды на мезо- и макро уровне, понимать и чувствовать динамику процессов, происходящих во внешней среде, чтобы предвидеть возможные изменения во внешней среде и учесть их при составлении планов развития своего бизнеса, предприятия.
Таким образом, предприятие должно быть гибким, то есть способным быстро приспосабливаться к рыночной конъюнктуре. Только в этом случае предприятие будет жизнеспособным и успешным. Следовательно, управление развитием предприятия базируется на философии и принципах стратегического менеджмента и маркетинга.
Топ-менеджер, отвечающий за успех бизнеса и развитие организации, должен сбалансировано управлять всеми подсистемами организации в комплексе, для чего ему необходимо обладать знаниями:
- производственного менеджмента (для управления производственной подсистемой);
- маркетинг-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, и экономики предприятия (для управления экономической подсистемой);
|
|
- инновационного менеджмента (для управления научно-технической подсистемой);
- менеджмента персонала (для управления социальной подсистемой).
Исходя из всего вышесказанного,
ЦЕЛЬ данного спецкурса - понять философию, проанализировать и обобщить теоретические основы, принципы и практические подходы к управлению гибким развитием предприятия.
ЗАДАЧИ данного спецкурса:
- овладеть методикой диагностики способности предприятия к обновлению;
- освоить практические навыками перспективного планирования и оценки гибкого развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.
Гибкость предприятия - это способность адекватно и быстро реагировать на потребности рынка без коренного изменения основных производственных фондов.
Для оценки степени гибкости предприятия целесообразно использование следующих показателей: рентабельность активов и собственных средств, маржа, оборот, финансовый рычаг. На основании значений этих показателей и их сочетаний российскими авторами (В.Н. Самочкин и др.) выработан комплексный подход к оценке гибкости предприятия, учитывающий результат текущей деятельности и способность к обновлению. Рассмотрим основную идею этого подхода.
Предлагается два основных критерия для раскрытия гибкости предприятия:
1. Устойчивость к обновлению Уоб - для оценки результатов деятельности предприятия в настоящем периоде, т.е. для получения технико-экономических показателей (результата для обновления);
2. Способность к обновлению Соб - для определения взаимосвязи предприятия и внешней среды, т.е. способности предприятия планировать и прогнозировать процесс своего развития.
Таким образом, задачу оценки гибкости предприятия (Г) можно представить в общем виде следующей зависимостью:
Г = f(Уоб, Соб) (2.1)
Теперь необходимо определиться с показателями, которые характеризуют Уоб и Соб предприятия. Число таких показателей должно быть с одной стороны, минимальным, с другой - достаточным, чтобы отразить основные состояния предприятия и иметь реальное экономическое наполнение и смысл.
В качестве таких показателей принимаются следующие:
Г = f [(А, СА, РП, ЧП, Н),(Топ, Тпр, n)], (2.2)
- в части формулы, описывающей устойчивость к обновлению Уоб:
А - активы предприятия по балансу [1];
СА - собственные средства;
РП - объем продаж (реализованная продукция);
ЧП - чистая прибыль;
Н - доля прибыли, направляемая на освоение (обновление) новых изделий для рынка.
- в части формулы, описывающей способность к обновлению Соб:
Топ - средний период подготовки и освоения новых изделий;
Тпр - средний период нахождения изделий в производстве и реализации;
n - номенклатура изделий, востребованных рынком или предположительно востребуемых им.