Спрос на общественные блага

До сих пор предполагалось, что разные индивиды не только потреб­ляют одни и те же общественные блага, но и оценивают их полезность с одних и тех же позиций.

На деле, однако, отношение людей к всевозможным общественным благам дифференцируется. Значение имеет, прежде всего, разнообразие вкусов, пристрастий и представлений, а иногда сказываются также различия в интенсивности потребления. Например, развитие фундаментальной нау­ки приносит выгоды всему обществу, но все же наибольшее значение новым открытиям придают, как правило, сами ученые. Именно они за­частую демонстрируют максимальную заинтересованность в поддержке науки, причем не только тех ее направлений, в которых сами спе­циализируются; за ними обычно следуют представители других образо­ванных слоев, а менее образованные группы населения склонны прояв­лять индифферентность. Встречаются ситуации, когда инди­вид негативно относится к общественному благу (которое лично для не­го благом не является), но не имеет возможности избежать приобщения к нему либо потому, что "потребление" ему намеренно навязывается, либо в силу практической неисключаемости. Простейшими примерами могут служить, соответственно, отношение преступника к уголовному законодательству и отношение пацифиста к перевооружению армии.

Общественные блага не становятся объектами обычных рыночных сделок; соответственно, предпочтения не проявляются в привычных формах спроса. Спрос на общественные блага может, однако, сущест­вовать латентно, как восприятие потребителем полезности каждого из них в сопоставлении с другими благами, иными словами, как оценка того количества иных благ или денежных сумм, от которых потреби­тель согласился бы отказаться ради получения дополнительной едини­цы данного блага. Спрос на общественное благо, как и на частное, по сути, подразумевает цену, которую индивид потенциально был бы готов за него уплатить при том или ином объеме потребления.

Спрос населения и на частные, и на общественные блага форми­руется путем агрегирования индивидуального спроса. Однако, если при­менительно к частным благам происходит горизонтальное суммиро­вание, то применительно к общественным благам происходит верти­кальное суммирование функций индивидуального спроса. В самом деле, дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в том, что они приобретают разное количество данного товара по одной и той же рыночной цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: