Оценка неосязаемых благ

Пожалуй, наибольшие трудности вызы­вает оценка благ, не выступающих на рынках в качестве предметов купли и продажи. К их числу относятся прежде всего разнообразные общественные блага. Ценность любого блага для потребителей можно попытаться определить с помощью анкетирования, интервью, эксперт­ных оценок и т.п. К таким способам действительно прибегают, когда не удается применить иные. Но, подобные способы очень не­совершенны, поскольку получаемые с их помощью оценки непосредст­венно не базируются на анализе реального экономического поведения.

Некоторые возможности для экономической оценки общественных благ дают ситуации, в которых они выступают субститутами благ частных. Например, улучшение очистки воды в городском водопроводе избавляет жителей от необходимости устанавливать фильтры в своих домах и квартирах. Базируясь на фактических и прогнозируемых расходах на индивидуальные фильтры, можно получить полезную информацию о готовности платить за чистую воду и в результате - об общественных выгодах улучшения очистных сооружений.

Другой подход связан с выявлением роли, которую неосязаемые, в том числе общественные блага, играют в качестве ресурсов, исполь­зуемых при производстве обычных товаров и услуг. Например, очень многие проекты, финансируемые за счет общественных расходов, на­правлены на экономию времени налогоплательщиков. Эта цель прини­мается во внимание, в частности, при решении транспортных проблем. Между тем экономическая оценка времени может быть получена на основе почасовых ставок заработной платы, которые показывают, на какие денежные суммы способно быть в принципе "обменено" сэко­номленное время. Конечно, при этом затушевывается различие между рабочим и свободным временем и непосредственно не учитывается, что увеличение предложения труда повлекло бы изменение его рыночной цены. Но как бы то ни было, подобная оценка дает некоторое первоначальное представление о денежном эквиваленте сэкономлен­ного времени. Далее эта оценка может корректироваться, как коррек­тируются при анализе не вполне адекватные рыночные цены.

Подходы, во многом аналогичные тем, которые применяются для оп­ределения экономической ценности сэкономленного времени, исполь­зуются и для оценки мероприятий, сберегающих человеческие жизни. Эти оценки находят применение при анализе медицинских, приро­доохранных, оборонных и многих других проектов.

"Ресурсный" подход к денежной оценке жизни предполагает оценку на базе предельной производительности труда, измеряемой его оплатой (при этом, разумеется, могут проводиться корректировки фактических ста­вок). По сути, предпринимается попытка ответить на вопрос, каков прирост национального дохода, приносимый обществу сохранением од­ной человеческой жизни. Конечно, отношение к человеку как ресурсу, используемому обществом для создания национального дохода, далеко не бесспорно. Однако, коль скоро речь идет об оценках, прилагаемых к некоторому абстрактному, усредненному члену общества, справедливо будет отметить, что в среднем на сохранение одной жизни невозможно затратить больше, чем производит один человек.

"Потребительский" подход к денежной оценке жизни (точнее говоря, не жизни, как таковой, а увеличения шансов на ее длительное со­хранение) удается реализовать, используя информацию о том, какую оплату приходится предлагать, чтобы привлечь людей для работы в зонах повышенной опасности. Это относится, например, к команди­ровкам в неспокойные регионы, к работе на производственных участ­ках с высоким уровнем травматизма и к опасным профессиям. Впрочем, к полученным таким образом оценкам часто предъявляются претензии. Дело в том, что люди, которые выбирают опасную работу, вероятно, отличаются повышенной, по сравнению с другими членами общества, склонностью к риску и к тому же они не всегда располагают адек­ватной информацией о степени опасности и не всегда ее полностью осознают. В итоге оценки могут оказаться несколько заниженными, но все же они несомненно полезны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: