Современный этап развития мирового хозяйства и его последствия. Факультет Педагогики и психологии

Факультет Педагогики и психологии

М.В. Ломоносова филиал в г. Северодвинске Гуманитарный Институт

Практика «Практика в школе»

конспект ЗАНЯТИЯ по теме

Мы - команда

Практикант:

Фефилова Ангелина Владимировна,

студентка 4 курса ОДО

Групповой руководитель:

Богачева Лариса Сергеевна,

ассистент кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования

г. Северодвинск

2012 год


Форма занятия: коллективная

Тип занятия: внеклассное мероприятие

Время проведения: 26.10.2012 9.55-10.40

Цель: дать положительный опыт взаимодействия в команде.

Задачи: -расширение представлений о понятии «команда»;

-формирование опыта совместной командной деятельности;

-развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: листы формата А4, фломастеры по количеству участников, веревка.

Схема организации пространства

Ведущий

 
 


Дети
Ход занятия

Этап занятия Деятельность педагога-психолога Деятельность учащихся
Организационный Добрый день, ребята! Меня зовут Ангелина Владимировна и, сегодня, я проведу для вас мероприятие, в ходе которого мы узнаем, как ваш класс умеет взаимодействовать друг с другом. У меня в руке вы видите листок бумаги, сейчас я попытаюсь порвать его пополам, как вы думаете, у меня легко это получится? Хорошо. А если я возьму несколько листов, то мне удастся порвать их с такой же легкостью, как и один лист? Почему это будет сделать сложнее? Правильно. Вот так и с вами, когда вы все вместе вам легче удается выполнить ту или иную работу, какое то задание или, например, на соревнованиях, если вы будете работать командой, то займете первое место. Ребята, как вы думаете, легче работать одному, чем в команде? Почему? Как поступаете вы? Конечно, в команде работать легче, так как ты или к тебе всегда могут придти на помощь, если ты не справляешься, вместе вы можете выполнить больше, чем в одиночку. Приветствуют. Отвечают Отвечают
Основной Ребята, как вы считаете, что такое команда? А что, по-вашему, объединяет команду? Приведите пример. Команда — несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы или деятельности. Чаще всего выделяются следующие основные признаки, это наличие: • совместной деятельности • общих целей • участия всех членов команды в выработке решений • четко выраженного лидера • доверительных отношений. А сейчас я предлагаю вам поиграть. В ходе игры мы узнаем, как вы умеете работать в команде. Давайте приступим к первому заданию. И первое наше упражнение называется «Веревочка». Вам нужно встать в круг и взяться за руки, и ни в коем случае руки не расцеплять. Я надену веревочку на шею, например, Даниилу и Паше, и им нужно передать её по кругу без помощи рук. Главная сложность состоит в том, что внутри веревочки не должно быть меньше двух человек и больше трех. Понятно задание? Тогда приступаем к его выполнению. Молодцы, вы отлично справились. А что вам помогло справиться? Готовы к выполнению следующего упражнения? Тогда приступим. Скажите, знаете ли вы как нужно построиться в шеренгу? Отлично. Сейчас я предлагаю вам встать в две шеренги лицом к друг другу. По общей команде на счет «три» вы должны подпрыгнуть, но при этом каждый из вас во время прыжка должен развернуться на 90 градусов в ту или иную сторону. Основная ваша задача заключается в том, что вам необходимо подпрыгивать по команде до тех пор, пока они все не развернуться лицом в одну сторону. При этом необходимо соблюдать основные требования: нельзя не подпрыгивать; нельзя не поворачиваться при подпрыгивании; нельзя разговаривать или как-то договариваться о том, в какую сторону необходимо повернуться. Трудно было справиться с этим заданием? Как вы думаете, с какой целью я вам его дала? Следующее наше задание называется «Фломастеры». Для его выполнения вам нужно встать в круг. Сейчас я каждому из вас дам фломастер или карандаш. Вам нужно зажать его своим указательным пальцем и указательным пальцем соседа справа. Затем я буду говорить, что вам нужно делать, а вы должны выполнять эти действия, не уронив ни одного фломастера. Как вы считаете, получилось ли у вас в этом задании работать как команда? Почему? Ну и заключительное наше упражнение называется «Встаньте в круг». Вы видите на полу круг. Я буду называть число и в круг должны встать столько человек, сколько я назвала. Вы хотите договориться, как вы будете выполнять это задание? Тогда приступаем. Вы отлично справились со всеми заданиями. Молодцы! А сейчас давайте обсудим результаты нашего занятия. Как вы считаете, помогло ли вам то, что вы все упражнения выполняли все вместе? Можете ли вы назвать себя командой? Спасибо за активное участие. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания! Отвечают. Приводят примеры. Слушают. Встают в круг. Отвечают. Выполняют упражнение. Встают в шеренгу. Выполняют задание. Отвечают Встают в круг. Выполняют. Отвечают. Отвечают. Выполняют. Отвечают на вопросы. Прощаются.

Для развивающихся стран 1980-1990-е гг. стали временем рос­та внешней задолженности. К концу 80-х гг. XX в. стало ясно, что без новых методов решения проблемы сверхвысокой внешней за­долженности не обойтись.

Были применены:

1) метод реэшелонирования — перенесение на более поздний срок даты погашения задолженности (более 180 соглашений о реэшелонировании);

2) метод введения моратория — полное освобождение некоторых беднейших государств от погашения задолженности;

3) метод Брэди — создание банками-кредиторами денежных ре­зервов для покрытия «сомнительных кредитов».

Однако внешний долг развивающихся государств продолжает расти.

Для развивающихся стран в этот период характерны углубляю­щаяся дифференциация — быстрыми темпами развиваются стра­ны НИС (новые индустриальные страны), особенно производство отдельных видов товаров: обуви, одежды, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей. Индустриализация НИС проходила при активной помощи ТНК (транснациональных корпораций) и западных инвестиций. В то же время страны НРС (наименее развитые страны) находятся в усло­виях углубления кризиса и пытаются решить проблемы голода

и недоедания.

Для экономики развитых стран начало 1980-х гг. — период стаби­лизации экономики. В США время правления Рейгана (1981-1988 гг.) получило название «рейганомика». Снижение инфляции не сопровож­далось ростом безработицы (она сократилась с 10% до 5%).

Подобные процессы происходили и во Франции, и в Японии, и в Великобритании, причем успех США и Великобритании был особенно заметен («англосаксонская модель развития»).

В это время происходит бурное развитие финансовых рынков и динамичный перелив капиталов из одной страны в другую. Поли­тика правительств характеризуется возвратом к либерализму, «ухо­дом» государства из экономики. Приоритет таких понятий, как при­быль, предпринимательство, отказ от индексации заработной платы, от борьбы с безработицей сопровождаются сокращением налогов с предпринимателей, снижением выплат в социальные фонды, поощрением предпринимательства и сбережений частных лиц.

С 1992 г. в США и с 1993 г. в Западной Европе начинается очередной циклический подъем, рост производства распростра­няется на все отрасли, и к 1994 г. средний объем производства достиг наивысшего уровня предыдущего цикла. В 1994 г. при­рост ВВП (валового внутреннего продукта) США — 44% в год, в странах Западной Европы — 2,5%. Высокими темпами растет экспорт, в течение 1993-1995 гг. объем экспорта увеличивался ежегодно на 8,5%. Рост экспорта привел к увеличению внутрен­него совокупного спроса, что оживило внутреннюю торговлю. Экономический подъем сопровождался ростом личного потреб­ления и инвестиций. Инфляция в среднем составила 3% в год. Однако стабильный подъем продолжался до осени 1997 г., когда финансовый кризис спровоцировал общеэкономический кризис в промышленно развитых странах.

Таким образом, современный этап развития мирового хозяйства каждой категории стран приносит свои проблемы, свои специфи­ческие черты, собственные закономерности развития.

Произойдет ли сближение промышленно развитых, развиваю­щихся государств и стран с переходной экономикой или они окон­чательно оттолкнутся друг от друга, что в условиях глобализации приведет к катастрофе. На этот вопрос пытаются ответить многие ученые.

5. Усиление целостности мирового хозяйства в начале XX в.

Появляются теории новых обществ, которые, возможно, возник-нут в качестве следующего этапа развития мировой экономики. Так, американский социолог и историк Уолт Ростоу, автор теории стадий экономического роста, в своей работе «Политика и стадии роста» (1971 г.) утверждает, что в скором времени наступит новей­шая стадия в истории человечества — стадия нового качества жиз­ни, когда на первый план выйдет духовное развитие человека. Сто­ронники теории единого индустриального общества (автор — французский социолог Раймон Арон) говорят об уже начинающей­ся всемирной «революции управляющих». Согласно этой теории в ходе индустриализации развития в разных странах образуется еди­ное для всех индустриальное общество. Технический прогресс мо­дифицирует применение экономических законов, унифицирует фор­мы проявления самих законов, ликвидирует ведущую роль собственности и собственников; экономическая, а затем и полити­ческая власть переходят к крупнейшим корпорациям, а технический прогресс и национальные правительства ликвидируют полюса ни­щеты и роскоши. Разрешение всех проблем индустриальной циви­лизации перейдет в руки управляющих — менеджеров, структура же самих корпораций изменится: они перестанут быть исключи­тельно коммерческими единицами, преследующими цель получе­ния максимальной прибыли, а переориентируются на выполнение социальных целей — защиту определенной среды, реконструкцию непроизводственной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки.

Следующий период развития мирового хозяйства, по мнению американского социолога Даниеля Белла, связан с окончанием про­цесса индустриализации во всех странах мира и характеризуется пятью признаками:

1) переходом национальных экономик от преимущественного произ­водства товаров к преимущественному производству услуг;

2) преобладанием среди экономически активного населения тех­нической интеллигенции;

3) ведущей ролью знания и информации;

4) ориентацией экономической среды на контроль над технологи­ей; 5) обеспечением процесса принятия решений интеллектуальной

элитой общества.

Противоположной точки зрения придерживаются сторонники фу­турологии (яркий представитель — Алвин Тоффлер). Они предпола­гают что в ближайшем будущем произойдет крах индустриализации и появится качественно новая цивилизация.

Подобный переход они объясняют теорией последовательной смены «воли перемен», периодически накатывающихся в эволю­ции человечества. Так, около десяти тысяч лет назад началась «аг­рарная волна». Затем с XVII в. появляется новая «индустриальная волна» (или «волна планетарных перемен индустриализации»), а с конца XX — начала XXI вв. начинается «третья волна». Общест­во «третьей волны» — это общество, где в основе экономики ле­жит не производство и потребление, а новая личность, ориентиро­ванная на творчество.

Отношения соподчиненности уступают место отношениям взаимопонимания и взаимопомощи, разрушение природы сменит­ся гармонией с природой, целью экономики будет не максимальный экономический рост, а сбалансированный ограниченный экономи­ческий рост, обеспечивающий удовлетворение прежде всего ду­ховных потребностей.

Мнение сторонников социокультурной теории единой цивили­зации во многом сходно с мнением футурологов. По их мнению, эволюция всех стран мира имеет один вектор направленности — все они движутся к унифицированному социально-экономическо­му строю либеральной демократии. Такой строй уже в основном существует в странах Западной Европы и Северной Америки. Один из наиболее известных авторов этой теории, Френсис Фукуяма, предполагает, что мир превратится в единое сообщество, т.к. уси­ливается взаимосвязь всех стран, стираются границы, углубляется глобализация всей хозяйственной жизни. В то же время данная тео­рия предполагает, что модернизация и глобализация неизбежно приведут к вестернизации — копированию западной культуры другими странами и народами, потере культурной самобытности эт­носов, исчезновению религий.

Таким образом, все экономические течения едины в одном: на-чало XXI в. — качественно новый период в истории мировой эко-номики, но каким он будет, какие результаты принесет, какие цели человечества реализует — покажет будущее. В силах каждого че-ловека делать все от него зависящее, чтобы этот период не стал в истории мирового хозяйства последним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: