Введение в психологию.
Литература.
Межгрупповые отношения бывают
Межгрупповые отношения
Основным признаком группы является включённость её в более широкий социальный контекст.
- разъединяющего (дифференцирующего) – предвзятость по отношению к другим группам, через враждебность, через стремление благоприятствовать своей группе.
- объединяющего (интегративного характера) - процессы, которые проявляются в стремлении получать какие-либо оценки от других групп, выделение какой-либо группы в качестве идеала, эталона, сам факт вхождения в более широкую социальную общность.
Они существуют параллельно всегда. Они присутствуют всегда в любой группе. По хорошему между ними должен быть баланс, но они важны.
Функции межгрупповых отношений:
- дифференциация группы – проявляется в том, что поддерживается представление своей группы, её отличность
- интеграция группы – процессы предохраняют группу от изоляции от превращения её в корпорацию, которые позволяют усваивать ценности и нормы более широкой общности, которые поддерживают процессы обмена и обогащения опытом, благодаря которым группа находится в контексте. Движется в том же направлении, что и большая социальная общность.
|
|
1) Бороздина Галина Васильевна, «Основы психологии и педагогики», Минск, БГЭУ, 2004.
2) «Основы психологии и педагогики: практикум» (Заяц И.И., Карнов Н.А., Козловская Ю.П.) Минск, БГЭУ, 2006.
3) Козубовский В.М. «Общая психология: познавательные процессы».
4) Козубовский В.М. «Общая психология: личность».
5) Козубовский В.М. «Общая психология: методология, сознание, деятельность».
6) Скрипник А.И. «Основы психологии и педагогики, краткий курс лекций».
7) «Психология и педагогика: учебное пособие для вузов» под ред. Николаенко В.М.
8) «Основы психологии», Чеховских М.И. Минск, 2002.
9) «Психология: учебное пособие для экономических вузов», под ред. В. М. Дружиннин.
10) «Основы психологии» Сталяренко Л.Д., Ростов-на-Дону, 1996.
11) Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва, 1998.
12) «Основы педагогики», Жук А.И. и др., Минск, 2003.
13) Годфруа Ж. «Что такое психология», Москва, 1992 г.
14) Сталяренко Л.Д., Самыгин С.И. «Психология и педагогика в вопросах и ответах», Ростов-на-дону, 1999 г.
1) Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
2) Природа и структура психики человека.
3) Методы психологии.
Психика – это информационный образ, отражение объективной реальности, возникающее на основе деятельности нервной системы (головного мозга) и служащий для управления поведением.
Психика – внутренний мир человека, с его специфическими особенностями, закономерностями и тенденциями развития.
|
|
Учебные задачи предмета психологии:
1) Изучение психологии для развития способности к эффективному профессиональному общению и организации деятельности.
2) Организация учебной деятельности и развитие познавательных возможностей.
3) Формирование оптимального образа жизни и позитивного взаимодействия с окружающими.
Научные задачи психологии.
1) Фундаментальные научные задачи психологии заключаются в открытии новых психологических явлений, новых закономерностей, создание новых, более общих психологических теорий.
2) Прикладные задачи психологии заключаются в использовании психологических знаний в различных сферах общественной жизни и в различных отраслях народного хозяйства.
3) Практические задачи психологии решаются психологическими службами и частными психологами, и заключаются в оказании психологической помощи конкретным людям.
Основные этапы становления психологии:
1) В древнем мире психология представляла собой науку о душе.
2) В период эпохи возрождения и нового времени психология представляла науку о сознании.
3) В начале XX века основным предметом психологии становится поведения человека и животных.
Современная психология – это наука о психических явлениях, закономерностях, механизмах.
Уже в древнем мире люди обладали значительными знаниями в области психологии и использовали их в различных сферах практической деятельности: религиозная практика, профессиональная деятельность, самосовершенствование и развитие личности.
В рамках человеческой цивилизации, первым психологическим трудом считается трактат Аристотеля «О душе». 4-й век до нашей эры. Впервые были проанализированы закономерности познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности.
В средние века профессиональные психологические знания были сосредоточены в Европе в рамках деятельности церкви.
2 основных богословских направления объясняли психику следующим образом:
В рамках реализма психика человека понималась как отражение божественной природы человека, в той мере, в какой мере человек соединяется с богом, в той мере появляется психика. В рамках номинализма психика понималась как отражение внешнего мира.
В XVII века английским врачом Чарльзом Беллом и чешским исследователем А. Прахаской была открыта в нервной системе рефлекторная дуга. И психика начинает трактоваться как результат нервной деятельности.
В 1862 году великим русским физиологом И.В. Сечиным были открыты процессы торможения в нервной системе, что значительно расширило возможности объяснения психических явлений.
В 1878 году в Лейпциге немецкий математик и философ В. Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в психологический институт. Эта дата считается датой возникновения психологии как науки.
В России первая психологическая лаборатория была создана в 1886 году в Казани, В.М. Бехтеревым.
В 1900 году была издана книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», что явилось началом психоаналитического направления в психологии. 1913 году была опубликована статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма», которая произвела революционный переворот в психологии и явилась началом второго направления бихевиоризма.
В 1924 году выдающийся психолог Г. С. Лагоцкий, получил приглашение в Московский Институт Психологии, где совместно с А.Н. Леонтьевым и А. Урия основал московскую школу психологии. В 60-е годы в результате исследований американских психологов Абрахама Маслоу (Боря Маслов, хе-хе) и К. Роджерса возникла гуманистическая психология.