Материалы деталей машин
Для изготовления деталей применяют металлы и неметаллические материалы.
Все металлы и сплавы делятся на:
- черные (сталь, чугун);
- цветные (бронза, латунь, легкие сплавы – «алюминиевые и магниевые»).
К неметаллическим материалам относятся:
- пластмассы (текстолит, волокнист, древесно-слоистые пластики);
- минералокерамические материалы – резина, графит.
При выборе материала необходимо учитывать:
- габаритные размеры;
- конфигурацию и массу детали;
- стоимость и дефицитность материала;
- соответствие свойств материала критерию работоспособности детали;
- соответствие свойств материала, техническому процессу обработки (сварка, резание и т.д.).
Стандартизацией – называется установление обязательных норм, которые должны соответствовать определенным видам продукции или отдельным параметрам.
Назначение стандартизации – максимальное упрощение и удешевление производства путем использования наиболее целесообразных видов изделий, их исполнения конструктивных форм, размеров, технических и качественных характеристик.
|
|
Для обеспечения единых норм и технических требований к продукции установлены государственные общесоюзные стандарты – ГОСТы.
В машиностроении, например, стандартизированы:
- обозначения общетехнических величин, правила оформления чертежей: ряды чисел, распространяемые на линейные размеры;
- точность и качество поверхностей деталей;
- материалы, их химический состав, основные механические свойства и термообработки;
- форма и размер деталей узлов наиболее массового применения (болтов, винтов, шпилек, цепей, заклепок, ремней, муфт, подшипников, уголков, швеллеров и т.д.);
- конструктивные элементы большинства деталей: модули зубчатых и червячных колес, диаметры и ширина цилиндров, конструктивные формы и размеры шлицевых соединений и т.д.
Кроме общесоюзной стандартизации существует еще ведомственная стандартизация, которую называют нормализацией. Она проводится в пределах какой-либо одной отрасли производства или завода.
Со стандартизацией тесно связана унификация деталей и узлов.
Унификацией называется устранение излишнего многообразия изготовля-емых изделий, ассортимента материалов путем сокращения их номенклатуры, а также использования в разных (по размерам и назначению) машинах общих узлов и деталей.
Таким образом, узлы и детали, спроектированные для какой-либо машины, без изменений используются в других машинах.
Широкое внедрение стандартизации обеспечивает возможность массового производства деталей на специализированных заводах, приводит к уменьшению трудоемкости и стоимости их изготовления.
|
|
Важнейшей чертой современного машиностроения является взаимозаменяемость, без которой невозможно серийное и массовое производство машин.
Взаимозаменяемостью называется свойства деталей или узлов машин, обеспечивающие возможность их использования при сборке без дополнительной обработки (пригонки) при соблюдении технических требований, предъявляемых к работе данного узла, механизма, машины.