Где:
MRP i – маржинальный (предельный) продукт, полученный в результате использования в производстве фактора i;
P i – цена (затраты) фактора i (i =1, 2,,,,n).
Правило максимизации прибыли утверждает, что соотношение (6. 10) должно быть равно единице или что MRP1 = P1 для любого i.
Правило максимизации прибыли предприятия на рынке совершенной конкуренции утверждает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене.
Увеличение объема производства продукции является одной из причин увеличения затрат на производство, так как при прочих равных условиях с увеличением объема производства возрастают затраты на основные материалы, энергию, заработную плату. Кроме того, на сумме затрат на сырье, материалы, топливо и электроэнергию отражаются изменения норм их расхода, Изменения цены на единицу, замена одних видов материалов (топлива) другими могут быть также причинами изменения суммы затрат. На сумму затрат влияет изменение среднегодовой стоимости основных средств, норм амортизационных отчислений, а также сроков внедрения нового оборудования и выбытия старого.
В связи с этим при анализе динамики производственных затрат важно разделять влияния различных факторов: роста или снижения производства и реализации; изменения расхода сырья и материалов, трудозатрат на единицу продукции; изменения уровня организации производства и технологии. Анализ затрат на рубль товарной продукции помогает решить эту задачу.
Фактическую сумму экономии (убытка) от снижения (роста) себестоимости товарной продукции можно рассчитать по формуле:
∆TC = (ATC 0 – ATC 1 ) Q 0,
где ∆TC - сумма экономии (убытка); ATC 0, ATC 1- затраты на 1 руб. товарной продукции в базовом и отчетном периодах соответственно; Q 0 -выпуск товарной продукции в базовом периоде.
Планирование затрат является одним из основных методов управления как непосредственно производством, так и общеэкономической деятельностью предприятия. Поэтому его следует рассматривать как определенный механизм, который представляет собой систему средств, методов и форм воздействия на экономические интересы работников с целью ориентации их деятельности на повышение эффективности производства. При э основу развития и функционирования форм и методов образуют объективные экономические законы, осознанное использование которых позволяет осуществлять действительно научное управление.
Рассматривая любую управленческую структуру в упрощенном виде, можно выделить два направления: стратегическое и оперативное. Основой первому служит стратегическое планирование. Его примерная задача может быть определена как обеспечение связи с оперативными управленческими структурами, а также подготовка материальной базы для функционирования органа управления, осуществляющего стратегическое руководство предприятием. Имея безупречную технико-организационную стратегию, предприятие способно преодолеть проблемы, связанные с нерациональной оперативной организацией производства и использованием внутренних ресурсов. Однако преодолеть трудности, вызванные ошибками на уровне стратегических решений, как правило, не удается даже при наличии отлаженного механизма решения оперативных производственных вопросов. Разумеется, идеален вариант, когда управление включает в себя четкое определение ключевых стратегий и безукоризненное их применение в практическом производстве.
Вопросы формирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются непростыми задачами как стратегического, так и оперативного АФХД. Повышенные требования к организации учета затрат на производство и реализацию продукции обусловлены тем, что от правильности и своевременности определения фактической себестоимости продукции, выпускаемой предприятием, непосредственно зависят своевременность и эффективность управленческих решений, правильность определения приоритетов дальнейшего развития производства. Назовем следующие принципы принятия оперативных решений, направленных на снижение затрат:
• четкая классификация затрат;
• необратимые затраты не учитываются;
• затраты будущих периодов планируются с максимальной достоверностью;
• цена реализации определяется спросом и при его изменении корректируется;
• объем реализации (выручка) постоянно увеличивается и рассчитывается с учетом влияния инфляции;
• при выборе ассортимента предпочтение отдается позициям, имеющим максимальную маржинальность;
• осуществляется контроль предельных (маржинальных) затрат
с тем, чтобы их величина не превышала предельную (маржинальную) прибыль от реализации.
В принципе, не существует идеальной или универсальной системы планирования затрат, безоговорочно пригодной для всех без исключения предприятий. Каждая компания в своем роде уникальна. Без сомнения, при изучении практического опыта других предприятий можно извлечь определенную пользу. Однако было бы серьезной ошибкой полагать, что самая отточенная и эффек-
тивно функционирующая система может быть элементарно скопирована и без каких-либо изменений применена на другом предприятии.
Эффективная система планирования затрат может быть создана и применена только после того, как высшее руководство будет иметь четкое представление о том, какова цель стратегического планирования, что оно может принести компании и самому руководству, какие функции это руководство собирается возложить па систему, какие требования оно к ней предъявит. Подобных функций может быть довольно много.
Система должна иметь адекватное техническое и информационное обеспечение как для претворения планов в жизнь, так и для контроля над процессом и оценкой достигнутых результатов.
Ключевая роль в процессе создания и совершенствования системы отводится рядовым менеджерам, но не рядовым работникам, хотя помощь последних нельзя недооценивать. Одной из основных задач менеджеров является постоянный контроль за отношениями «затраты—выпуск—прибыль» и особенно «предельные затраты - предельная прибыль».
Важнейшими элементами планирования затрат являются выбор цели и способа классификации затрат, организация системы их нормирования и учета, выбор системы обратной связи для немедленного реагирования на отклонения от норм.
Контроль за безубыточностью включает в себя несколько аспектов, в ряду которых производственные расходы, себестоимость, план реализации, поступления доходов, выполнение плана безубыточности. Контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов реализуют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности подразумевает непрерывный контроль получаемых доходов и текущих издержек, определение того, в каком положении относительно точки безубыточности находится предприятие. Более подробное изложение данных вопросов дается в последующих курсах экономического анализа.