Первой систематизированной моделью ОСУ является бюрократическая. Она осталась доминирующей формой ОСУ.
Концепция бюрократии сформулирована Вебером в начале ХХ века. Это была модель – идеал к которому должна стремится любая организация.
Принципы рациональной бюрократии Вебера:
1) Четкое разделение труда;
2) Иерархичность уровней управления – каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему;
3) Наличие системы правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей;
4) Дух формальной обезличенности с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;
5) Подбор кадров по их деловым и профессиональным качествам.
Вебер полагал, что личные цели собственников организации и ее сотрудников не должны входить в противоречие с целями организации. Эти идеи часто не совпадают на практике.
Недостатки данной модели:
§ Отсутствие гибкости: все проблемы решаются в ней в рамках принятых правил и процедур – реакция замедленная.
§ Бюрократ не может быть наказан: он с официальной точки зрения своей организации действовал правильно.
В реальных условиях действует множество организационных структур, в которых имеются устойчивые закономерности формирования. Эти закономерности позволяют свести все действующие структуры к небольшому числу, их разновидностей.
1.Линейная структура. (наиболее приемлемая для простых, неразвитых форм производства)
ЛСУ – иерархическая система руководителей разных уровней, каждый из которых осуществляет единоличное руководство всеми подчиненными ему нижестоящими руководителями, а каждый руководитель нижерасположенного уровня имеет только одного непосредственного начальника в лице соответствующего руководителя выше прилегающего уровня.
ДОСТОИНСТВА:
§ Прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства;
§ Подчиненные не могут получить противоречивого задания (человек может подчинятся только одному лицу);
§ Руководство полностью отвечает за результаты работы;
§ Относительно небольшие затраты на управление в виду отсутствия промежуточных звеньев и уровней управления.
§ четкая система взаимных связей функций и подразделений;
§ четкая система единоначалия; ясно выраженная ответственность;
§ быстрая реакция исполнителей.
НЕДОСТАТКИ:
§ Руководитель должен обладать разносторонними знаниями.
§ отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;
§ тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем;
§ малая гибкость и приспосабливаемость к изменению ситуации; перегрузка управленцев верхнего уровня.)
Пример линейной структуры управления.
2.Линейно-штабная структура управления.
Здесь в помощь линейным руководителям создаются специализированные подразделения, которые выполняют конкретные функции, но они еще не наделяются исполнительной властью.
ЛШСУ включает специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего функций стратегического планирования.
ДОСТОИНСТВА:
· более глубокая проработка стратегических вопросов;
· некоторая разгрузка высших руководителей;
· возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.
НЕДОСТАТКИ:
· недостаточно четкое распределение ответственности;
· тенденции к чрезмерной централизации управления;
Линейные руководители имеют возможность принимать более качественные решения. При большом количестве управленческих задач нагрузки на руководителя остаются высокими.