КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Включённое в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей.
Его важными элементами являются:
1) «школа» элементарных движений;
2) гимнастические упражнения и правила их выполнения, с помощью
которых, у ребёнка формируются: умение дифференцированно управлять движениями и способность координировать их в разных сочетаниях;
3) система упражнений для рационального использования сил при
перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, ходьбы на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и перемещении тяжестей;
4) «школа» мяча (игра в в/б, б/б, гандбол, футбол, теннис).
ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Т.к. физическое воспитание один из видов педагогического процесса, то принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими и на него распространяются общие принципы педагогики.
|
|
1. Принцип сознательности и активности – формирование
осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определённой мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре.
2. Принцип наглядности – создание правильного представления,
образа двигательного задания или отдельного элемента, перед попыткой выполнить его. Восприятие двигательного задания может быть как зрительное, так и слуховое. Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства.
3. Принцип доступности – учитывание возрастных и половых
особенностей, уровня подготовки, а также индивидуальные различия в физических и психологических способностях занимающихся.
На практике, приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности, поэтому чаще всего применяется «фронтальный подход», когда всей группе даются задания усреднённой сложности, доступные «средней части» занимающихся. Недостаток этого подхода: сильнейшая часть группы работает в облегчённых условиях, а слабейшая – в усложнённых.
По мере знакомства с группой применяется так называемый «групповой подход», когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определённому заданию.
|
|
«Индивидуальный подход», учитывающий возможности каждого занимающегося при определении учебно-тренировочного задания, используется:
– либо для определения отстающему дополнительного доступного задания для самостоятельных занятий;
– либо применяется в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником почти ежедневно в течение ряда лет.
4. Принцип систематичности – регулярность занятий, рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Любая нагрузка имеет четыре фазы:
1) расходование энергии (тренировочная работа);
2) снижение работоспособности и восстановление;
3) сверхвосстановление;
4) возвращение к исходному уровню.
В 1809 году французским естествоиспытателем Жаном Ламарком было замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком», то есть восстановление энергетических ресурсов организма происходит с превышением исходного уровня – сверхвосстановление или суперкомпенсация. Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы. Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий – тренировок.
Составляющие принципа систематичности:
а) непрерывность – если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыка сохраняются в течение более длительного времени). Поэтому, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза – на фазе сверхвосстановления;
б) повторяемость – необходимая составляющая, вызванная специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма;
в) вариативность – видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий;
г) последовательность – переход от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям (общая последовательность в многомесячном и многолетнем аспекте).
5)Принцип динамичности – постановка всё более трудных заданий по мере выполнения предыдущих, постепенное усложнение двигательных задач, нарастание объёма и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности).
Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги, происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.
Рассмотренные методические принципы имеют тесную взаимосвязь, т.к. они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания. Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.
|
|
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.
1) Физические упражнения – целесообразные, рациональные двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания.
Двигательные действия, которые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико, они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.
2) Оздоровительные силы природной среды – солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.
Оздоровительные силы природы используются в двух направлениях:
- как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата);
- при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).
3) Гигиенические факторы - личная гигиена, гигиена сна, гигиена одежды и обуви, распорядок дня, режим питания, гигиена внешних условий занятий (чистота, освещённость, вентиляция). Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений.
Комплексное воздействие средств физического воспитания обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект, помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.
|
|
МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В процессе физического воспитания применяются: метод регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, словесные и сенсорные методы.
1) Метод регламентированного упражнения.
Цель метода – обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определённых физических качеств, способностей.
Особенности метода регламентированного упражнения:
- твёрдо предписанная программа движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);
- по возможности точное дозирование нагрузки и управление её динамикой по ходу упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
- создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля над воздействием нагрузки).
2) Игровой метод.
Цель метода – комплексно совершенствовать двигательную деятельность, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность, а также этот метод можно применять для воспитания коллективизма и сознательной дисциплины.
Особенность игрового метода – «сюжетная» организация игры. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).
3) Соревновательный метод.
Цель метода – совершенствование умений, навыков в усложнённых условиях для воспитания физических и морально-волевых качеств.
Фактор соперничества в процессе состязаний создаёт особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Особенность соревновательного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизация занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачётных или официальных спортивных соревнований. Применять этот метод необходимо только после специальной предварительной подготовки.
4) Словесные и сенсорные методы.
Цель словесного метода – сообщение необходимых знаний, активизация восприятия, постановка заданий и формулировка отношения к нему учащихся, руководство процессом выполнения задания, анализ и оценка результатов, корректировка поведения занимающихся.
В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:
- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
- инструктирования (объяснения задания, правил его выполнения);
- сопроводительного пояснения (лаконичного комментария);
- указаний и команд;
- текущей коррекции и итоговой оценки.
Цель сенсорного метода – обеспечение наглядности (визуального восприятия, слуховых и мышечных ощущений).
Сенсорный метод реализуется в форме:
- показа самих упражнений;
- «прочувствования» движений (обращение внимания на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания);
- демонстрации наглядных пособий;
- кино - и видеодемонстраций;
- использования предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальных разметок);
- воссоздания отдельных параметров движения с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп);
- текущего слежения за параметрами движения, состоянием и функционированием организма с помощью специальной электронной аппаратуры (темпом и скоростью движения, пульсом, АД и т.д.).