ХАРАКТЕР И ЦЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ.
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Предприятие без четко поставленных целей - это не предприятие, а авантюра. Не зная целей бессмысленно затевать хозяйственные дела. Любо предпринимательское дело имеет свои технологические и экономические задачи, соответствующий им стратегический расчет:
* Что, в каком количестве и какого качества производить?
* Как и на какие рынки работать?
* Какие действия и в какой последовательности необходимо осуществлять?
Эффективность функционирования предприятия определяется правильностью ответов на поставленные вопросы с учетом: спроса и предложения на рынке; своевременного и рационального ресурсного обеспечения; форм и методов реализации продукции и пр.
В условиях рыночной экономики диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой, поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию. Это, в свою очередь, предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки и применения. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия, фирмы.
|
|
Планирование - это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Планирование наводит мост между нашим нынешним положением и тем, которого мы хотим достичь. Оно дает возможность осуществиться тому, что в других обстоятельствах могло бы и не произойти. Разумеется, редко удается точно предсказать будущее, и факторы, не находящиеся под контролем, могут нарушить самые продуманные планы, однако при отсутствии планирования ход событий будет предоставлен воле случая. Планирование требует большой затраты умственных сил, необходимо тщательное определение образа действий, а при принятии решений следует исходить из поставленных целей, собственных знаний и ожидаемых результатов.
Мы живем в такую экономическую, технологическую, социальную и политическую эру, в которую планирование наряду с другими управленческими функциями сделалось необходимым для обеспечения жизнедеятельности предприятия. Изменения и экономический рост создают возможности, но они также влекут за собой и риск, в особенности в эпоху соперничества за рынки, ресурсы и влияние. Задачей планирования и является сведение к минимуму риска, используя в то же время предоставляющиеся возможности.
Если рассмотреть процесс планирования с начала до конца, то в нем можно выделить отдельные фазы или этапы. Каждая из фаз характеризуется постановкой особых задач и системно связана с другими фазами последовательностью выполнения и обменом информацией. Процессы планирования и управления охватывают фазы формулирования проблемы, решения проблемы, исполнения, контроля и обеспечения исполнения решения.
|
|
Основные этапы процесса планирования:
Оценка имеющихся возможностей. Несмотря на то, что оценка возможностей предшествует самому планированию и поэтому не является, строго говоря, частью процесса планирования, она представляет собой подлинный начальный этап планирования. Сюда входит предварительное рассмотрение предполагаемых будущих возможностей, подробный и полный их анализ, понимание собственного положения в данный момент с учетом сильных и слабых сторон, осознание того, почему мы хотим устранить неопределенность, а также представления о желаемых результатах. Сформулировать осуществимые цели можно только при условии правильной оценки обстановки.
Постановка задач. Первым этапом самого планирования является определение плановых задач для предприятия в целом, а затем для каждого из подразделений. Задачи, конкретно выражающие ожидаемые результаты, указывают конечную цель предстоящей деятельности, выделяют важнейшие аспекты и демонстрируют, что именно должно быть достигнуто посредством стратегии, курсов, процедур, правил, бюджетов и программ.
Задачи предприятия должны определять характер всех крупных планов, которые, отражая их, определяют задачи основных подразделений. А эти задачи в свою очередь обуславливают задачи подчиненных подразделений и так далее. Задачи меньших подразделений будут сформулированы лучше, если их руководители понимают главные задачи предприятия, а также производные от них и если эти руководители имеют возможность внести свой вклад в их разработку, так же как и в разработку собственных целей.
Рассмотрение плановых предположений. Предположения представляют собой прогнозные данные конкретного характера, практически применимые основные установки и уже имеющие у фирмы планы. Прогнозирование играет важную роль при определении исходных предпосылок планирования: какими будут рынки? Каково количество продаж? Какие цены? Какие виды продукции? Каковы издержки? Каковы ставки налога и налоговая политика? Как будет финансироваться расширение производства? И пр.
Поиск альтернатив. Третьим этапом планирования является поиск и изучение альтернативного образа действий, особенно в тех случаях, когда эти альтернативы трудно найти сразу. Редко встречаются планы, для которых не существует разумных альтернатив, а довольно часто лучшей оказывается не та, которая самоочевидна. Обычно проблема заключается не в том, чтобы найти альтернативы, а в том, как сократить их число, с тем, чтобы можно было анализировать лишь наиболее перспективные.
Сравнение альтернатив с учетом поставленных целей. После того как выбрано несколько альтернативных вариантов и изучены их сильные и слабые стороны, четвертым этапом является их оценка посредством сопоставления различных факторов с точки зрения предпосылок и целей. Как правило, планирование связано со многими неопределенностями, проблемами нехватки капитала и рядом нематериальных факторов, вследствие чего оценку произвести бывает очень трудно, даже в сравнительно простых случаях.
Эти трудности можно преодолеть с помощью новых методологий и применения исследования операций и анализа.
Выбор курса действий. Пятый этап планирования, выбор курса действий, - это именно тот момент, когда план утверждается, т.е. реальный момент принятия решения. Иногда при анализе и оценке альтернатив выясняется, что желателен не один курс действий, а два или больше, и управляющий может решить проводить несколько курсов вместо одного, пусть даже самого лучшего.
|
|
Формирование вспомогательных планов. Для подкрепления основного плана почти всегда необходимы вспомогательные планы: план закупки сырья, план найма рабочих и их подготовки, план разработки нового вида продукции и пр.
Процесс формирования общего бюджета | ||||||||||||||
Дирекция Администрация | ||||||||||||||
Задачи на бюджетный период | ||||||||||||||
Программа инвестиций | Программа продажи (сбыта). Программа работы службы маркетинга. Смета коммерческих расходов | |||||||||||||
Смета капитальных вложений | ||||||||||||||
Производственная программа. Смета затрат на производство. Программа работы вспомогательных производственных цехов (участков). Сметы вспомогательных цехов | Бюджет запасов | |||||||||||||
Бюджеты функциональных подразделений: – ремонта – исследований и разработок – испытаний – качества и т.п. | ||||||||||||||
Бюджеты основных материалов. Бюджет вспомогательных материалов | ||||||||||||||
Бюджеты по: – центрам ответственности – линиям продуктов/проектам – статьям расхода и дохода | ||||||||||||||
Бюджет снабжения | ||||||||||||||
Бюджеты промежуточного результата | ||||||||||||||
Операционный бюджет | Общий бюджет | Финансовый бюджет | ||||||||||||
Рис.10.1. Процесс формирования общего бюджета предприятия.
Составление бюджета. Бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей (Рис.10.1.). Сводный бюджет предприятия представляет собой общую сумму доходов и расходов и бюджеты по важнейшим статьям баланса, таким, как наличность и капитальные вложения. Внутри предприятия можно выделить товары или направления деятельности, которые имеют отдельную миссию и задачи, отдельный бюджет, и планирование которых можно осуществлять независимо от других направлений. Такие товары или виды деятельности называются стратегическими элементами бизнеса или центрами прибылей (убытков).
|
|
Если бюджеты хорошо составлены, то они служат средством суммирования различных планов, а также важным мерилом, с помощью которого можно оценить ход выполнения плана.
Формальное планирование может дать много преимуществ всем видам компаний, большим и малым, начинающим и имеющим определенный опыт Оно побуждает руководство постоянно думать о будущем. Оно заставляет компанию четче определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности в работе. Тщательное планирование помогает компании предвидеть изменения среды и оперативно реагировать на них, а также быть готовой к непредвиденным обстоятельствам.
Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы.
Стратегическое планирование включает три взаимосвязанных задачи: выработку миссии предприятия, представлении миссии в виде долгосрочных и краткосрочных задач и выработку стратегии достижения поставленных целей. Таким образом, стратегический план можно определить как документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи и стратегию их достижения с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.
Целей у фирмы может быть много, поэтому необходимо их ранжировать, т.е. выделить главную цель (миссию фирмы) и цели, которые определяются ею. Для достижения главной цели ставятся цели второго уровня, для их достижения - цели третьего уровня, могут быть промежуточные цели, подцели. В конечном счете, получается дерево целей фирмы.
Определение миссии предприятия представляет собой ответ на вопрос - «что будет представлять собой наше предприятие через 5-15 лет?». Другими словами руководство фирмы должно разобраться с тем: что представляет собой предприятие? Что оно делает, в каких конкретных узких сферах деятельности оно работает? Каковы направления развития предприятия? Четкая формулировка миссии действует, как «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения общих целей компании.
В целом отношения между общей задачей предприятия вплоть до фактических действий иерархичны по своей природе (рис.10.2.).
Тактика - это методы и действия, выполняемые для осуществления стратегии. Тактика более определенная по своей природе, чем стратегия, она руководит и направляет конкретные действия и процессы, для которых нужны конкретные и детально проработанные планы (среднесрочные и годовые) и производственные решения.
Важными элементами стратегического планирования является разработка стратегии роста фирмы и стратегии развития хозяйственного портфеля. Стратегия роста фирмы может быть разработана на основе матрицы «товар / рынки» (рис.10.3.).
Стратегия глубокого проникновения - эффективна, когда рынок еще не насыщен. Предлагая старые товары на старом рынке, преимущества можно добиться, только снижая издержки производства и продавая товары по ценам ниже конкурентов.