Важное значение имеет деятельность международных трибуналов, созданных для привлечения к ответственности лиц, совершивших международные преступления на территории Руанды и бывшей Югославии. В соответствии с положениями Римского статута Международного уголовного суда, вступившего в силу 1 июля 2002 г., образован постоянно действующий орган международной уголовной юстиции.
Характер международной ответственности индивида порождает немало теоретических споров. Прежде всего, возникает вопрос о международной правосубъектности индивида, который в ряде случаев рассматривается как непосредственный носитель международных прав и обязанностей, за нарушение которых наступает его ответственность.
Советская юридическая наука, последовательно отрицавшая за индивидом качество субъекта международного права, толковала это явление как одну из форм ответственности государства, совершившего международное преступление, которое вследствие этого утрачивает юрисдикцию в отношении собственных граждан. Соответственно международная уголовная ответственность индивида исключалась, если его действия не выражали волю государства.
|
|
Однако этот взгляд все чаще подвергается критике. И.В. Фисенко, указывая на недопустимость перенесения ответственности индивида на государство как абстрактный субъект, ведущего к уменьшению бремени его ответственности 2, пришел к убеждению, что международные преступления могут совершаться индивидом без участия государства и международная уголовная ответственность индивида является самостоятельным институтом международного права, отличным от института ответственности государств 3.
Другой теоретической проблемой международной ответственности физических лиц за международное преступление выступает конкурирующая юрисдикция международных институтов и национальных правоохранительных и судебных орга-нов. Следует согласиться с мнением И.В. Фисенко, что по су ществу это явления различного порядка: «Национальное уголовное право не регулирует и не охраняет напрямую отношения между государствами и народами. А если международные отношения не могут быть общим объектом преступления по национальному уголовному праву, то они, естественно, не могут быть и объектом преступления, предусмотренного национальным уголовным законом»1.
Международно-правовыми актами, на основе которых учреждались органы международной уголовной юстиции, предусматривается недопустимость преследования физических лиц за международное преступление, если в их отношении осуществляется уголовное преследование или они были судимы за аналогичные деяния национальными судами государств. Исключение составляют случаи, когда судебное разбирательство проводилось с целью ограждения соответствующих лиц от международной уголовной ответственности или при наличии иных причин, препятствующих свершению над ними правосудия. Таким образом, цель деятельности международных судебных органов состоит не в подмене национальных судебных учреждений, а в их дополнении. Это положение отражено в Статуте Международного уголовного суда, согласно ст. 1 которого Суд дополняет национальные системы уголовного правосудия.
|
|
Вместе с тем юрисдикция международных органов может иметь приоритет. Согласно ст. 8 Устава Международного трибунала по Руанде Трибунал «имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов всех государств. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал по Руанде может официально просить национальные суды передать ему производство по делу». В таком случае при определении меры наказания Международный уголовный трибунал по Руанде должен был принимать «во внимание степень отбытия любого наказания, определенного национальным судом для этого же лица за совершение того же деяния» (п. 3 ст. 9 Устава).
Основанием юрисдикции международных органов, осуществляющих преследование за совершение международных преступ-
лений, может быть соглашение с государством, на территории которого подобные деяния имели место либо гражданином которого является лицо, обвиняемое в совершении преступления. В силу п. 1 ст. 12 Статута Международного уголовного суда юрисдикцию Суда признают все государства, ставшие участниками Статута. Однако в прошлом практическая реализация ответственности за международные преступления происходила в основном в отсутствие такого признания. Таким образом были учреждены Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы. На основании решения Совета Безопасности ООН был учрежден трибунал по бывшей Югославии. Аналогичная возможность предусмотрена в ст. 13 Статута Международного уголовного суда, при обращении в Суд Совета Безопасности, действующего на основании главы VII Устава ООН.
Состав международных преступлений, за которые могут нести ответственность индивиды, определяется уставными документами органов международной уголовной юстиции. В уставах Нюрнбергского (ст. 6) и Токийского (ст. 5) международных военных трибуналов предусматривалась ответственность за преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.
Имеющие важнейшее значение для всего человечества, эти положения конкретизировались и развивались в других международно-правовых актах. Наиболее полное отражение они навали в ст. 5 Статута Международного уголовного суда, который приобретает юрисдикцию в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего мирового сообщества, таких как геноцид, преступления против человечности, военные преступления, агрессия. Этот перечень нельзя рассматривать как исчерпывающий. В ст. 9 Статута предусмотрен механизм дальнейшего уточнения определений состава международных преступлений.
§ 9. Ответственность государств за ущерб,
причиненный действиями, не запрещенными
международным правом
Стремительное развитие науки и техники сопряжено не только с предоставлением человечеству новых благ, но и, как показывает действительность, таит в себе повышенную опасность
нанесения значительного трансграничного вреда окружающей среде, имуществу и здоровью людей. Урегулировать конфликтные ситуации с учетом необходимости возмещения вреда и поощрения дальнейшего научно-технического прогресса призван отдельный режим ответственности за ущерб, причиненный действиями, не запрещенными международным правом.
|
|
Употребление термина «ответственность» в данном случае носит условный характер, так как ее основания и характер принципиально отличаются от ответственности за международно-противоправное деяние 1. Для обозначения ответственности за вред, причиненный действиями, не запрещенными международным правом, используются также термины «абсолютная», «объективная», «строгая» ответственность.
Существует два основных условия возмещения вреда, вызванного правомерной деятельностью. Первое связано с отсутствием вины причинителя вреда, который под влиянием причин природного или техногенного характера не имел возможности предотвратить вредные последствия своей деятельности. Человечество не смогло поставить под свой полный контроль силы природы или сложные технологические процессы, которые в отдельных случаях лишают возмолсности выбора между правомерным поведением и противоправным. Это обстоятельство исключает применение режима международной ответственности за правонарушение, несмотря на существенные или масштабные размеры причиняемого вреда.
Следует отметить, что черта между правонарушением и невиновным причинением вреда является тонкой и подвижной. Во внимание должно приниматься не только отсутствие возможности предотвращения или снижения размера вреда. Так, противоправным является причинение вреда, хотя и вызванного внешними причинами, но связанного с деятельностью, запрещенной международным правом 2. Подобным образом противоправным является вред, если субъект, несущий ответственность, не принял последующих мер для снижения его разме-
Особое значение приобретает ответственность государств по оценке степени риска причинения значительного вреда при выдаче разрешений на осуществление опасных видов деятельности на своей территории. Согласно ст. 7 Проекта статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности, принятых КМП ООН в 2001 г., «любое решение относительно разрешения деятельности... основывается, в частности, на оценке возможного трансграничного вреда, причиняемого этой деятельностью, включая любую оценку воздействия на окружающую среду».
|
|
Другим условием возмещения вреда, не связанного с противоправным деянием, является осуществление специфических видов деятельности по эксплуатации источников повышенной опасности, т.е. несущих риск причинения значительного трансграничного вреда. В основу определения этой категории могут быть положены лишь общие критерии. СБ. Раскалей предлагал определять объекты, представляющие повышенную опасность, как «любой аппарат, агрегат, механизм или систему таковых, оперирование которыми связано с риском невиновного причинения ущерба, несмотря на все принятые меры предосторожности» 2.
Юридическим основанием ответственности за правомерную деятельность выступает значительное число международных соглашений, регулирующих ответственность без вины за вред, причиненный эксплуатацией различных видов транспорта, ядерной энергии и др. Все они, однако, касаются ответственно-Согласно ст. 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша «Об оперативном оповещении о ядерных авариях и сотрудничестве в области радиационной безопасности» 1994 г. «если на территории одной из Договаривающихся Сторон на ядерной установке или при осуществлении ядерной деятельности произойдет авария, приведшая или могущая привести к радиационному загрязнению территории этой Договаривающейся Стороны, которое может повлиять на радиационную безопасность другой Договаривающейся Стороны, то Договаривающаяся Сторона, на территории которой произойдет авария, безотлагательно и непосредственно оповестит об этом другую Договаривающуюся Сторону. Она также безотлагательно представит имеющуюся оперативную информацию, необходимую для минимизации радиационных последствий в соответствии со ст. 5.1 Конвенции МАГАТЭ».
Раскалей, СБ. Объективная ответственность государств в международном праве / СБ. Раскалей. — Киев: Наук, думка, 1985. - С. 116.
операторов источников повышенной опасности, которая возникает по законодательству отдельных стран и определяется национальными судами. Таким образом, речь идет о разрешении коллизий национальных правовых систем и определении национального суда, компетентного разрешать споры частных лиц о возмещении, что позволяет отнести соглашения подобного рода к международному частному праву. Аналогичный характер приняла работа КМП ООН над проектом принципов, касающихся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности, принятом в первом чтении в 2004 г. Согласно п. 1, 2 принципа 4 названного Проекта «каждому государству следует принимать необходимые меры, чтобы обеспечить предоставление оперативной и адекватной компенсации жертвам трансграничного ущерба, причиненного опасными видами деятельности, имевшими место на его территории, или иным образом под его юрисдикцией или контролем. Эти меры должны включать возложение материальной ответственности на оператора или, в соответствующих случаях, другое лицо или образование».
Среди универсальных международных соглашений публично-правового характера вопросы ответственности за правомерную деятельность регулирует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, заключенная 29 марта 1972 г. В ст. II Конвенции предусмотрена абсолютная ответственность запускающего космический объект государства за причиненный ущерб на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Однако ответственность может возлагаться и на международную межправительственную организацию, осуществляющую космическую деятельность. Согласно ст. XXII Конвенции, «если какая-либо международная межправительственная организация ответственна за ущерб... эта организация и те из ее государств-членов, которые являются участниками настоящей Конвенции, несут солидарную ответственность». Аналогичное по характеру значение имеет ст. 7 Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г., предусматривающая возможность предоставления государством компенсации, если его
Нередко можно встретить утверждение о существовании международно-правовой обычной нормы или общего принципа права о возмещении вреда, причиненного правомерной деятельностью1. Учитывая слабое распространение практики заключения международных соглашений в этой области, обычная норма позволила бы восполнить существенный пробел в регулировании межгосударственных отношений. С тем, однако, что формирование международно-правового обычая является делом времени, согласны практически все авторы, обращающиеся к данной проблеме.
Определение объема причитающегося возмещения за вред, вызванный эксплуатацией источников повышенной опасности, происходит с учетом причинно-следственных связей между деятельностью по эксплуатации и наступившими вредными последствиями. При этом возмещению подлежит любой вред, если владелец источника не докажет, что он был нанесен в результате намерения или грубой небрежности потерпевшей стороны. В таком случае происходит освобождение от абсолютной ответственности полностью или частично. В отличие от соглашений, регулирующих гражданскую ответственность за трансграничный вред, содержащих ограничение ответственности причи-нителя вреда, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. использует принцип полного возмещения вреда с целью восстановления положения, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен (ст. XII). Очевидно, в таких случаях объем ответственности может снижаться с целью справедливого распределения убытков между причинителем вреда и его жертвой.
Возмещение вреда, причиненного правомерной деятельностью, происходит с помощью реституции или компенсации. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. среди форм возмещения называет лишь компенсацию, что является неточным и не должно служить препятствием обращению к другим формам,
позволяющих добиться полного возмещения. Вместе с тем использованию подлежат исключительно материальные формы возмещения, поскольку невиновное причинение вреда никоим образом не может посягать на честь и престиж потерпевшего государства и, в частности, быть основанием требования о предоставлении сатисфакций.
§ 10. Международно-правовая ответственность
межправительственных организаций
за противоправные деяния
В современных условиях практически все сферы взаимоотношений государств регулируются на уровне межгосударственных образований, в связи с чем роль данных образований, безусловно, возрастает. Складывается тенденция наделения органов международных организаций наднациональными полномочиями. Особое значение приобретают организации, обеспечивающие военное и политическое сотрудничество. События, происходившие на международной арене в последние десятилетия, показали, что некоторые международные организации в отдельных случаях используются как инструмент реализации субъективных стратегических целей отдельных государств-членов. При этом неизбежно возникают вопросы ответственности этих организаций, которые в данных случаях остаются нерешенными или адресованными государствам — членам организации, что только усложняет проблему х. Такая ситуация скла-
1 После начала бомбардировок территории Югославии войсками НАТО в 1999 г. Югославия обратилась в Международный Суд ООН с исками против десяти государств - членов НАТО (США, Франции, Бельгии, Португалии, Испании, Германии, Великобритании, Италии, Нидерландов, Канады) с требованием определить временные меры и вынести постановление о прекращении применения силы данными государствами против Югославии. Суд отказал Югославии в иске по отношению к каждому государству, аргументируя это отсутствием у него юрисдикции в силу различных причин в каждом отдельном случае.
В 2007 г. в городской суд г. Гааги (Нидерланды) был подан иск против ООН и голландского правительства в связи с событиями, происходившими в 1995 г. в Сребренице (мусульманский анклав в Боснии). Истцами выступили 10 частных лиц и Ассоциация матерей Сребреницы, которые обвиняли ООН и Нидерланды в том, что голландский контингент миротворческой миссии ООН, который должен был обеспечивать безопасность жителей Сребреницы, не предпринял для этого должных действий. Это привело к депортации боснийскими сербами из анклава тысяч женщин и детей и убийству более 8000 тысяч мужчин. Суд постановил, что ООН не может быть привлечена к ответственности, так как обладает иммунитетом от юрисдикции национальных судов.
дывается из-за отсутствия разработанного и эффективно реализуемого института самостоятельной международно-правовой ответственности межправительственных организаций.
Принцип, в соответствии с которым любое противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой его международно-правовую ответственность, является основополагающим принципом права международной ответственности как отрасли международного права. Так как ответственность по международному праву может возникать только для субъекта международного права, способность межправительственных организаций нести международную ответственность базируется на обладании такими организациями качеством международной правосубъектности.
Международные организации являются вторичными (производными) субъектами международного права. Специфика правосубъектности международных организаций проявляется в двух аспектах: во-первых, в том, что международные организации как субъекты международного права состоят из других субъектов международного права — государств, и, во-вторых, в том, что, будучи производными субъектами международного права, организации обладают ограниченной правосубъектностью. Данная специфика неизбежно оказывает влияние на институт ответственности межправительственных организаций и порождает специфические черты данного института по сравнению с институтом ответственности государств.
Во-первых, особенность правосубъектности международных организаций порождает особую структуру института их ответственности. Ответственность международных организаций может быть разделена на три типа, в зависимости от происхождения нарушенной нормы: 1) ответственность за нарушение общего международного права (международно-правовая ответственность); 2) ответственность за нарушение норм внутреннего права организации (внутренняя ответственность); 3) ответственность за нарушение норм национального законодательства государства (гражданско-правовая ответственность).
Во-вторых, особенность правосубъектности международных организаций порождает комплексность института международно-правовой ответственности межправительственных организаций, которая заключается в том, что тема ответственности международных организаций охватывает три блока вопросов:
1) самостоятельная ответственность организации за свои действия; 2) ответственность организации в связи с действиями государства-члена (ответственность организации в силу участия в неправомерном деянии государства-члена и случай, когда государство-член выполняет первичные обязательства международной организации перед третьей стороной в сфере, находящейся в области исключительной компетенции организации (в частности, данная ситуация касается Европейского сообщества и его государств-членов)); 3) ответственность государства-члена в связи с действиями организации (в силу участия в неправомерном деянии организации и непосредственно за деяния международной организации).
В связи с тем, что правосубъектность международных организаций является ограниченной и зависит от воли государств-членов, большинство авторов (особенно представители советской доктрины и большинство ученых стран СНГ) считают, что пределы и объем их международно-правовой ответственности также ограничен и зависит от положений устава организации. Однако по сравнению с остальными элементами правосубъектности международных организаций (договорная правоспособность, пассивное и активное право представительства, право на привилегии и иммунитеты) способность нести международно-правовую ответственность имеет несколько иную правовую природу. Нормы права международной ответственности являются вторичными по отношению к первичным нормам, составляющим остальные отрасли международного права (право международных договоров, морское право, дипломатическое и консульское право, космическое и воздушное право и т.д.). Первичные нормы налагают на субъект определенные обязательства в той или иной сфере, при нарушении которых вступают в действие вторичные нормы, регламентирующие последствия невыполнения данных обязательств - нормы права международной ответственности. Если субъект международного права имеет какие-либо международные обязательства, то в случае их нарушения неизбежно наступает его международно-правовая ответственность. Поэтому если государства-члены наделили организацию способностью принимать на себя определенные обязательства, в случае их нарушения международно-правовая ответственность данной организации наступает как бы автоматически.
В отличие от института ответственности государств, в рамках которого достаточно глубоко исследованы проблемы возможности несения ими международно-правовой ответственности, оснований призвания к ответственности, вопросы ответственности международных организаций являются практически неразработанными. Следует отметить, что с конца 80-х гг. XX в. до настоящего времени в советской литературе, а затем в литературе стран СНГ в целом практически не появлялось новых исследований, посвященных проблеме ответственности международных организаций.
Кроме этого, институт ответственности международных организаций является практически неурегулированным в нормативно-правовых источниках. В определенных случаях эта проблема решается в рамках отдельно взятого международного договора. Так, например, ответственность международных организаций предусматривается в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., в Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., в Конвенции по морскому праву 1982 г. и в некоторых других соглашениях. Однако нормы, содержащиеся в названных документах, во-первых, регулируют ответственность лишь в рамках определенных правоотношений, а во-вторых, относятся к ограниченному кругу межправительственных организаций, т.е. к организациям — участникам данных документов.
Учредительные акты или другие документы, регулирующие деятельность международных организаций, также не содержат общих норм, регламентирующих вопросы ответственности этих организаций. Некоторые из них лишь указывают на то, что соответствующая организация несет ответственность в случае нарушения взятых на себя обязательств. Далее, как правило, идет отсылка к общим принципам права либо, в общем, к международному праву.
В рамках Комиссии международного права ООН (КМП ООН) тема ответственности международных организаций впервые была затронута в контексте темы ответственности государств в 1956 г. Однако конкретная работа над данной темой в то
время не проводилась. Отчасти причиной являлись сомнения в способности таких организаций совершать международно-противоправные деяния, а также недавнее становление международных организаций как субъектов международного права.
Значительно позже были предприняты попытки неофициальной кодификации. Данная тема была затронута неправительственными научными организациями, занимающимися вопросами международного права. Так, в 1995 г. в Лиссабоне Институтом международного права была принята резолюция, состоящая из 12 статей, которая касалась последствий, наступающих для государств-членов в случае невыполнения международной организацией своих обязательств по отношению к третьим сторонам. В 2004 г. Комитет по ответственности международных организаций, учрежденный Ассоциацией международного права, закончил работу над сводом «Рекомендуемых норм и практики» (Recommended Rules and Practices), положения которого также затрагивали вопросы ответственности международных организаций.
Некоторым образом вопросы ответственности международных организаций упоминались в Проекте статей об ответственности государств за противоправные деяния 2001 г. (ПСОГ). В соответствии со ст. 57 ПСОГ из сферы охвата данного документа исключены, во-первых, любые вопросы ответственности международных организаций и, во-вторых, любые вопросы ответственности государств за поведение международных организаций. В соответствии со ст. 33 ПСОГ не рассматривает возможность призвания к ответственности государства международными организациями.
Вместе с тем интерес мирового сообщества к теме ответственности международных организаций и необходимость тщательного исследования данной проблемы подтверждается тем фактом, что в 2002 г. КМП ООН приступила к работе над новым документом — Проектом статей об ответственности международных организаций (ПСОМО). По состоянию на апрель 2010 г. КМП ООН приняла Проект статей об ответственности международных организаций в первом чтении (документ состоит из 66 статей) 1.
1 В отличие от ПСОГ, текста ПСОМО на сегодняшний день не существует в отдельном сводном документе, так как данный Проект находится в процессе разработки, поэтому отдельные проекты статей содержатся в различных ежегодных докладах КМП ООН.
Статья 1 ПСОМО определяет сферу охвата нового документа, который будет применяться в случае ответственности, которую несут международные организации за свои противоправные деяния. Данный документ закрепляет новое определение международной межправительственной организации, которое уточняет и дополняет классическое определение. В соответствии со ст. 2 ПСОМО «международная организация означает организацию, учрежденную на основании международного договора или иного документа, регулируемого международным правом, и обладающую своей собственной международной правосубъектностью. Международные организации могут включать в качестве членов и другие образования, помимо государств» '.
Одним из основных достоинств данного документа является регламентация в ст. 61 вопросов, связанных с ответственностью государства в силу членства. В соответствии с данной статьей ответственность государства-члена за деяния международной организации наступает лишь в исключительных случаях (если оно согласилось нести ответственность за это деяние или если оно дало повод потерпевшей стороне полагаться на его ответственность) и является субсидиарной. Статья 61 ПСОМО является первой кодификационной попыткой выработать некое общее положение, регулирующее эту ситуацию, так как до разработки ПСОМО данные вопросы решались различным образом в рамках уставов отдельных организаций. Такой подход Проекта к ответственности международных орга-низацкй еще раз подчеркивает самостоятельный характер такой ответственности и независимость способности нести такую ответственность от воли государств-членов.
Основанием международно-правовой ответственности межправительственных организаций является совершение международно-противоправного деяния (международного правонарушения или международного преступления). Для констатации международно-противоправного деяния необходимо установить наличие следующих двух основных элементов: субъективный элемент, который заключается в том, что совершенное деяние можно присвоить конкретной международной организации, и объективный элемент, заключающийся в том, что присваивае-
мое поведение является нарушением международно-правового обязательства международной организации.
Межправительственная организация как субъект международного права не может действовать самостоятельно. Она действует через свои органы и физических лиц, являющихся ее должностными лицами. Юридическая природа связей между данными лицами и организацией позволяет определить, когда и при каких обстоятельствах их действия могут считаться действиями международной организации. Международной организации может быть присвоено поведение ее органов и агентов, действующих в официальном качестве. При этом для целей присвоения не имеют значения юридическая природа лица или образования (это может быть орган, должностное лицо либо всякое лицо, которое, действуя в своем официальном качестве, исполняет функции, порученные ему организацией), а также положение, которое занимают этот орган или лицо в структуре организации. Кроме этого, для целей присвоения необязательно наличие устойчивой связи между организацией и агентом. Независимо от того, является ли данное лицо должностным лицом организации, работающим на постоянной основе либо привлеченным для выполнения определенной задачи и действующим на основе временного контракта, при условии, что данное лицо действовало в своем официальном качестве, его деяния будут присвоены организации.
В соответствии со ст. 9 ПСОМО нарушение международной организацией международно-правового обязательства имеет место, когда деяние данной международной организации не соответствует тому, что требует от нее данное обязательство, независимо от его происхождения и характера. Нарушенное обязательство может вытекать из договорной нормы, обычной нормы, общепризнанных принципов международного права, а также из решения международного суда или арбитража.
Наряду с конкретными противоправными деяниями существуют действия, которые предшествуют констатации конкретных противоправных деяний. При наличии двух необходимых элементов (присвоение поведения и нарушение обязательства) такие действия превращаются в международно-противоправное деяние международной организации. Данные действия являются основаниями возникновения международно-противоправного деяния.
Вследствие того, что международные организации как субъекты международного права состоят из других субъектов международного права, определенные деяния международных организаций зачастую неразрывно связаны с деяниями их членов или других государств, оказывающих содействие данным организациям. В связи с этим для определения ответственности международной организации особенно значимым является четкое разграничение действий, которые совершает сама организация, и действий, в которых она лишь принимает участие и которые совершены другим субъектом. Поэтому основания возникновения международно-противоправного деяния межправительственной организации можно разделить на две группы, руководствуясь критерием непосредственно действующего субъекта.
К первой группе относятся основания возникновения международно-противоправного деяния, связанные с деяниями самой международной организации (прямые основания). В их числе: противоправное поведение органов или агентов международной организации, действующих в рамках своих полномочий; противоправное поведение органов или агентов, превысивших полномочия или нарушивших указания (поведение ultra vires); противоправное поведение органов, переданных в распоряжение международной организации государством или другой международной организацией.
Ко второй группе относятся основания возникновения международно-противоправного деяния, связанные с деяниями другого субъекта (косвенные основания). В их числе: помощь и содействие в совершении международно-противоправного деяния; руководство и контроль в совершении международно-противоправного деяния; принуждение к совершению международно-противоправного деяния; противоправные деяния, испрошенные или санкционированные международной организацией.
Принципиальным отличием между этими двумя группами является то, что в первой группе при нарушении международно-правового обязательства действует один субъект. Во второй группе при нарушении одного и того же международного обя-
ельства действуют два субъекта. Из них один непосредственно ершает правонарушение, а второй содействует ему в этом. Практически все данные основания характерны и для госуств, однако, что касается четвертого косвенного основания -этивоправных деяний, санкционированных или испрошен-х международной организацией, то оно характерно исклю-гельно для международных организаций.
Когда установлен факт наличия международно-противоправ-го деяния и определено наличие международно-правовой от-гственности, возникает проблема реализации этой ответствен-сти. Реализация международно-правовой ответственности лючает в себя две составляющие: юридические последствия ждународно-противоправного деяния и механизмы призва-[я субъекта к ответственности. Можно выделить три юриди-ских последствия совершения международно-противоправно-
деяния: обязательство прекратить противоправное деяние, язательство предоставить гарантии неповторения, если того юбуют обстоятельства дела, и обязательство возместить на-юенный ущерб.
КМП ООН при разработке ПСОГ выделила три формы воз-ещения ущерба: реституция, компенсация, сатисфакция. Дан-ые формы возмещения вреда представляют собой способы осу-(ествления обязательства о возмещении. Эти лее формы отражены и в ст. 33 ПСОМО 1.
Реституция — это восстановление первоначального поло-сения вещей, т.е. положения, которое существовало до совер-1ения международно-противоправного деяния. Примером осуществления реституции со стороны международной организа-ии может служить факт удовлетворения требований Либерии: Панамы, которые они предъявили Международной морской рганизации в соответствии с Консультативным заключением Международного Суда ООН по делу Международной морской Фганизации 1960 г. Либерия и Панама потребовали восста-ювления их права быть членами Морского комитета по безо-тсности мореплавания. Данное требование было удовлетворено.
КМП ООН разделяет всю совокупность действий, относящихся к осуществлению реституции, на материальную и юридическую. В качестве примеров материального восстановления нарушенных прав применительно к государствам КМП ООН называет такие формы, в которых может реализовываться реституция как возврат территории, освобождение неправомерно арестованных лиц, освобождение неправомерно арестованного имущества. Безусловно, к международным организациям не могут быть применимы все формы реституции, применяемые к государствам. Тем не менее и в случае, когда международная организация является истцом, и в случае, когда она является ответчиком, вполне применима такая форма реституции, как возврат имущества. В случае, когда организация является истцом, а государство ответчиком, может иметь место и такая форма реституции, как освобождение неправомерно арестованных лиц.
К понятию «юридическая реституция» относятся отзыв, отмена или изменение законодательного положения, принятого в нарушение нормы международного права, аннулирование или пересмотр административной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В случае ответственности организаций осуществлением реституции со стороны организации могут быть отмена или изменение изданных внутри организации правовых актов, которые каким-либо образом нарушают права государств-членов в первую очередь либо третьих сторон. Особенно вероятна юридическая реституция в качестве возмещения со стороны организации в случае правоотношений ответственности между Европейским сообществом и государствами — членами ЕС.
Компенсация представляет собой финансовую форму возмещения вреда. Говоря о применении данной формы возмещения вреда в правоотношениях с участием международной организации, можно констатировать, что организация способна как выплачивать, так и требовать денежную компенсацию. Однако здесь необходимо отметить некоторые особенности: во-первых, особенности, касающиеся выплаты денежной компенсации организацией (т.е. в случае, когда организация является ответчиком), и, во-вторых, особенности истребования самой организацией денежных выплат (т.е. в случае, когда организация является истцом).
jB первом случае основная проблема связана с вопросом о озможности финансового возмещения ущерба самой органи-ацией.
Во-первых, в такой ситуации организация по каким-либо ричинам может не иметь возможности выплатить именно сатериальный ущерб (т.е. она может осуществить и осуществ-яет реституцию и сатисфакцию, однако не осуществляет вып-ату компенсации). И здесь возникает вопрос о том, должны и государства-члены в такой ситуации (даже в случае, если ни не несут ответственности) предоставлять компенсацию по-ерпевшей стороне.
Во-вторых, в случае возмещения материального ущерба, [ричиненного деянием международной организации, необхо-имо уяснить, являются ли выплаты, производимые из фондов рганизации, выплатами, производимыми государствами-члена-1и. Дело в том, что некоторые авторы (в основном представи-ели советской доктрины международного права и их последо-;атели) считают невозможным самостоятельное возмещение гатериального ущерба со стороны организации. По их мнению,;аже когда ущерб возмещается от имени организации, его можно читать возмещением со стороны государств-членов.
Безусловно, материальные фонды организации складыва-этся в основном за счет средств государств-участников. Одна-со денежные средства, переданные государством-членом в бюд-кет организации, перестают быть средствами этого конкретно-'о государства и становятся активами самой международной организации и именно международная организация все равно остается субъектом, несущим ответственность и все остальные госледствия совершения данного деяния. Таким образом, осо-бенности, связанные с формированием бюджета организации, ie должны влиять на ее самостоятельную обязанность по воз-дещению ущерба потерпевшей стороне. Такой вывод основан ia трех основных принципах: международные организации об-ладают самостоятельной правосубъектностью; ответственность "осударства-члена, прежде всего, должна быть основана на кри-герии присвоения поведения, а не на критерии членства; обя-шнность государств-членов предоставлять компенсацию может основываться только на нормах, обязательных для государств, — нормах об ответственности государств или положениях устава эрганизации.
Тема №10 Институт правоприемства в международном праве.
План лекции:
Введение
1. Понятие правоприемства государств в международном праве.
2. Венская конвенция о правоприемстве государств в отношении договоров 1978г.
3. Венская конвенция о правоприемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г.
4. Практика правоприемства государств на территории бывших СССР.
5.Кодификационный процесс в сфере правоприемства государсмтв по вопросам гражданства.
Заключение.
Ключевые слова.
Приложение на листах.
§ 1. Понятие правопреемства государств в международном праве.
1.1. Понятие правопреемства государств в международно-правовой доктрине.
Проблема правопреемства государств признается одной из наиболее спорных и противоречивых в международно-правовой доктрине.
Изначальная причина этой сложности связана с происхождением самого термина.
А,) Правопреемство как смена одного субъекта другим в несении соответствующих прав и обязанностей берет истоки в римском праве: правопреемство предполагает два обязательных условия: смерть наследодателя и переход правовых отношений от последнего к законному наследнику.
До начала XX в. исследователи института правопреемства отождествляли действие соответствующих норм в области частного и публичного права.
Б.) На сегодняшний день эта аналогия подвергается критике.
Принципиальное различие заключается в природе субъектов правопреемства:
- правопреемство в области частного права предполагает прекращение как юридического, так и физического существования лица,
- тогда, как правопреемство в области публичного права, обусловлено прекращением существования государства лишь в правовом плане, при этом его материальные компоненты (территория, население) не исчезают, а лишь претерпевают изменения.
Таким образом, употребляя термин «правопреемство» в связи с международными правами и обязанностя государств, следует иметь в виду его относительный «метафорический» характер.
Дополнительную сложность привносит аналогия между правопреемством различных субъектов международного права, то есть к государствам, правительствам и международным организациям.
1.) Что касается правопреемства правительств, как справедливо отмечал один из основных специалистов в области правопреемства профессор Д. О'Коннелл, возникают сомнения в целесообразности аналитического различия между правопреемством государств и правительств. В современном международном праве действует общий принцип, согласно которому каждое новое правительство принимает права и обязанности предшествующего. Более того, государство выступает как обладатель международных прав и обязанностей, правительство является органом государства, и смена правительств не затрагивает прав и обязанностей государств.
2.) С теоретической точки зрения, понятие правопреемства государств включает два компонента, известных в англосаксонской доктрине как succession in fact и succession in law.
- правопреемство как территориальное изменение