Понятие и значение маржинального анализа

Тема 13. Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответсвующего вида:

Р↑ П (VРП) = ∑ (Р↑ VРПi х Пi ф).

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Р↓ Пс = ∑ (Р↓Сi х VРПi в).

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества продукции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем продукции:

Р↑ П = ∑(∆Удi х Цi ф) х VРПiв.

В заключении анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от продажи продукции и снижение ее себестоимости.

Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

Р↑R = Rв – Rф = Пф + Р↑П х 100 - Пф х 100.

∑ (VРПi в х Сi в) Зф

Р↑R – резерв роста рентабельности;

Rв – рентабельность возможная;

Rф- рентабельность фактическая;

Пф – фактическая сумма прибыли;

Р↑П – резерв роста прибыли от продаж;

VРПi в – возможный объем реализации продукции с учетом выявленный резервов его роста;

Сi в- возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Зф- фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей «издержки – объем производства (реализации) продукции – прибыль» и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Основу данной методики является деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование предельных величин.

Предельные величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин исследуемых показателей. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, с связанных с производством добавочной единицы продукции. В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу.

Предельные величины стали использоваться в экономике со второй половине 19 века, когда возникла новая школа – маржинализм. В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации.

Использование данной методики позволяет:

- Более точно исчислить влияния факторов на изменение суммы операционных затрат, прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования себестоимости продукции и финансовых результатов;

- Определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

- Установить зону безубыточности предприятия;

- Исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

- Более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и эффективность работы отдельных сегментов предприятия;

- Обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

- Необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции;

- Изменение переменных издержек пропорционально объему производства продукции;

- Отсутствие изменения постоянных издержек в пределах релевантного объема производства продукции;

- Тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода, то есть запасы готовой продукции существенно не изменяются;

- Потребность исчисления и использования показателя маржи покрытия (маржинальной прибыли)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: