Виды рынка

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики Экономическая структура рынка определяется.

· формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

· структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

· особенностями сферы товарного обращения;

· уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

· видами торговли, используемыми в стране.

Рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• рынки материальных благ и услуг;

• рынки средств производства;

• рынки научно-технических разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей силы

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

• рынки товаров производственного назначения;

• рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров;

• рынки сырья и материалов и т.д.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

•национальные;

• международные (мировые).

4. По степени ограничения конкуренции различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые рынки.

5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

• легальные, официальные;

• нелегальные «теневые», «черные» и т д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

· товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;

· рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;

· рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

· рынки недвижимости;

· орудий труда;

· сырья и материалов;

· энергетических ресурсов;

· полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

· рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;

· кредитные рынки;

· рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;

· валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики.

В условиях рынка производство товаров связано с удовлетворением спроса отдельных групп потребителей.

Сегмент рынка - это часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки.

Сегментация рынка - это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: