Теории потребления по Веблену

Теория рациональных ожиданий

Менее ценные блага. Парадокс Гиффена

(повышающаяся кривая спроса)

Эффект замещения всегда имеет одно направление: если относительная цена блага растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его потребление. Именно он вносит основной вклад в понижающийся на­клон кривой спроса. Эффект дохода может иметь разные направления при изменении цены.

Если направление эффекта дохода совпадает с направлением эффек­та замещения, то такие товары называются нормальными. Предметы роскоши, т. е. блага, спрос на которые растет быстрее, чем доход, представ­ляют собой частный случай таких благ.

Если направление эффекта дохода не совпадает с направлением эффекта замещения, противоположно ему, то такие товары называются ме­нее ценными благами. Теоретически при этом возможна ситуация, когда эффект дохода перекрывает эффект замещения. Это значит, что кривая спро­са имеет положительный наклон (позитивная кривая спроса) вопреки «за­кону спроса» и здравому смыслу. Такие теоретически возможные товары называются благами Гиффена.

Английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837—1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация была названа эф­фектом Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подоро­жание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказывать­ся от покупки мяса и других полноценных продуктов и тра­тить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положитель­ный наклон.

Если потребитель знает (ждет), что определенный товар подорожает, например автомобили, то он старается приобрести этот товар как можно быстрее.

Если потребитель знает (ждет), что определенный товар подешевеет (например компьютер),то он отложит покупку на будущее (системы скидок, распродажи).

Ожидания сильного подорожания товара может вызвать потребительский бум. Например, солевой бум в Росси в 2006 году. Ожидания значительного подорожания соли увеличили спрос на соль в несколько раз, у потребителей накопились запасы соли.

1. «Теория праздного класса» - чем дороже товар, тем больше на него спрос («праздный класс» - богатые люди которые не работают, живут на наследство или доходы других людей).

2. «Эффект клуба» – эффект подражания (правила потребления своего круга).

3. «Эффект сноба» - престижная дороговизна. У сноба тем меньше спрос, чем выше он у других людей.

4. «Эффект повального увлечения» - следование моде.

«Эффект футбольного поля» - бизнесмены – игроки, остальные ведут себя согласно своему классу. Богатые – занимают 1 ряд на футбольном поле, как зрители, бедные занимают последние ряды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: