Целевые установки речи.
Тема 9. Речь в системе средств общения.
· Ритуальная речь.
· Провокационная речь.
· Императивная речь.
В любом речевом акте, как уже говорилось, происходит передача информации. "А для чего человек передает информацию?" Анализ целевых установок речи есть анализ того, почему этот человек передает данную информацию именно этим людям именно в это время.
Обычно говорят: "Доброе утро!" Или: "Здравствуйте!" Так как человек ничего не делает просто так, каждый его поступок мотивирован, и речевой поступок тоже, следует проанализировать, для чего мы здороваемся. Очевидно, что не для осознанного пожелания добра или здоровья ("здравствуйте" — это императив от глагола "здравствовать"), так как мы здороваемся и с теми людьми, к которым относимся недоброжелательно. Рассмотренный смысл не вкладывается обычно в приветствие. Человек здоровается потому, что так принято, и если он этого не сделает, то вызовет к себе негативное отношение со стороны людей, которые его окружают.
|
|
В каждой цивилизации в любую историческую единицу времени существует специальная система обрядов (или ритуалов), которые навязывают человеку определенное поведение в определенных условиях.
Это система "правил игры", которые приняты среди данной группы людей. Все правила, выработанные человечеством, делятся на две группы: 1) законодательство и 2) этикет. Первая группа правил — правила запрещающие, т.е. те, которые накладывают запрет на деятельность определенного типа; вторая группа — правила предписывающие, т.е. те, которые рекомендуют в определенной ситуации совершать или не совершать какие-то поступки. Правила законодательства и этикета выработаны человечеством для удобства и регламентации совместного бытия. При невыполнении правил законодательства человека из сообщества перемещают и территориально, и духовно в другое человеческое пространство (ссылка, тюрьма и т. д.). При нарушении правил этикета человек никуда физически не перемещается, происходит другой процесс: люди вокруг него исчезают сами. Оказывается, что выход из человеческого пространства, в которое любой индивидуум помещен, для него критичен, это приводит к состоянию глубокой депрессии, нервного стресса. Почему? Потому что человек рожден на свет эгоцентриком. Он воспринимает мир как нечто, функционирующее вокруг него. Он в конечном итоге работает только на себя, и как производное от этой деятельности, работает на других. Но можно ли быть эгоцентриком, если вокруг никого нет? Можно ли, вообще, говорить о категории эгоцентризма (эгоизма) на острове, где живет один человек? Диалектическое представление о мире приводит к пониманию того, что человек может быть эгоистом, только если вокруг него есть другие люди. Он "выдвигается" на некотором человеческом пространстве, и если этого пространства нет, нет и психологической основы для такого выдвижения. И человек с его врожденной эгоистической сущностью как бы теряет почву под ногами, и ему нечего больше делать, потому что вся его деятельность связана с внутренней конкуренцией с другими людьми. Эта конкуренция есть источник его совершенствования и совершенствования всех людей, т.е. каждого по отдельности и всего общества в целом. Таким образом, человек может быть эгоцентриком, только если он член общества. Это парадокс, но парадокс диалектический. Перемещаясь в другое человеческое пространство, он это пространство вокруг себя должен заново формировать.
|
|
Тип речи, к которому относится приветствие, это речь в соответствии с правилами этикета, а так как понятие этикета соотносимо с понятиями обряда или ритуала (от лат. ritualis — обрядовый, ritus -— религиозный обряд), сама речь называется ритуальной.
Ритуальная речь произносится для того, чтобы не выйти из социума, —-ив этом ее целевая установка: "Я помню правила игры и по ним играю". Человек, который отвечает на приветствие, делает то же самое. Это обмен знаками принадлежности к одному сообществу, т.е. напоминание о себе как о члене этого сообщества. Так как кроме фиксации индивида как члена сообщества больше никакой информации приветствие не несет, то, следовательно, тексты типа "Доброе утро" потеряли свое непосредственное значение. Это лингвистическое явление носит название десемантизация. "Semasia" (греч.) — значение, смысл (от того же корня происходит и слово "семантика" — область лингвистики, изучающая смыслы слов и словесных конструкций); "де" — латинская приставка со значением движения в обратном направлении. Десемантизация — это распад, уменьшение или редукция смысла. Десемантизация — процесс, в соответствии с которым определенный текст начинает частично или полностью терять свое значение. Говорящий это значение (скажем, пожелание добра в первой половине дня) не передает, а слушающий его не воспринимает. Процесс десемантизации происходит с любым текстом в одной и той же ситуации: когда он часто произносится. Если текст многократно повторяется, он начинает терять свой смысл, а не увеличивать его. И это одно из немногих универсальных коммуникативных правил, которые практически не знают исключений.
Незнание явления десемантизации часто приводит к педагогическим провалам при использовании методики многократного повторения одних и тех же положений с целью их лучшего понимания и запоминания. С научной точки зрения, эта методика — самая неэффективная из всех возможных.
Берется текст, возможно блистательный, и постоянно цитируется. Попробуйте любое гениальное стихотворение Пушкина прочесть вслух пятнадцать раз подряд, и вы увидите эффект: начиная с третьего раза его никто не будет слушать и никто не будет воспринимать со смысловой точки зрения. Чуть позднее у слушателей возникнет психологическое отторжение текста как такового.
Десемантизация является фактом как устной, так и письменной речи. Если вы неудачно высказались или написали и смысл вашего текста не дошел до сознания человека, повторение, как правило, только ухудшает ситуацию. Надо суметь произнести его так, в такое время, в таком месте и в такой психологической ситуации, чтобы оно осталось в сознании другого человека. В этом и заключается ораторское искусство.
Другое дело, что в коммуникации часто возникает непонимание или недопонимание. В этой ситуации повторение оправданно: до тех пор, пока понимание не наступило, мозг будет анализировать информацию. Но как только говорящий ощутил, что его поняли, больше ничего повторять не следует.
|
|
Важно понять что десемантизация — это не результат, а процесс, и, как любой процесс, она бывает частичной, значительной, почти полной и т.д. В каждом конкретном случае десемантизация достигает определенного уровня, полной десемантизации почти не встречается, Уровень десемантизации в ритуальной речи очень значителен за счет постоянного ее повторения.
Существуют правила этикета и законодательства, универсальные для всего человечества, и правила которые единичны для конкретной цивилизации, этноса или национальности. Итак важная заповедь этикета: играйте по правилам, которые приняты на той территории на которой вы находитесь. Поэтому перед тем, как ехать в другую страну выучите правила этикета этой страны.
Номенклатура ритуальных речей очень разнообразна, так как она включает в себя все типы коммуникации, определенной жестким регламентом и строгими правилами; приветствия, поздравления извинения, благодарность, соболезнование и т.п. Более сложные виды ритуальной речи: телефонные переговоры, официальные обращения, речевые обряды.
К ритуальным относятся обряды: церковные, фольклорные и гражданские. Одним из видов ритуальной речи является протокольная речь, которая обладает высокой степенью десемантизации, тоже разворачивается по определенному сценарию, четко сконструирована и малоинформативна.
Примерами ритуальной речи в жанрах письменной словесности являются разнообразные деловые бумаги, приказы, нормативные инструкции и пр.