Занятие №12
V. Литература для самоподготовки
Опыт 2. Реакции катионов меди
Реакция с NH4OH. Гидроксид аммония с ионами Cu2+ образует голубой осадок основной соли (CuOH)2SO4:
2CuSO4+ 2 NH4OH = (CuOH)2SO4↓+ (NH4)2SO4
Осадок растворяется в избытке реактива, образуя комплексный аммиакат интенсивно синего цвета:
(CuOH)2SO4↓+↓+ (NH4)2SO4 + 6 NH4OH = 2[Cu(NH3)4] SO4 + 8H2O
Выполнение:
а) К 4-5 каплям раствора сульфата меди (II) прибавить по каплям раствор аммиака до образования осадка основной соли (CuOH)2SO4 сероголубого цвета.
б) К полученному осадку прибавить по каплям раствор аммиака до полного растворения осадка.
1.Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник для медицинских вузов / Ершов Ю. А, Попков А. А., Берлянд А. С. и др., под ред. Ю. А. Ершова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2002, 2005. – 560 с.
2. Попков, В. А. Общая химия: учеб. для вузов / В.А.Попков, С.А.Пузаков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
3.Беликов,В.Г. Фармацевтическая химия: учеб.пособие / В.Г.Беликов. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. - 624 с.
|
|
4. Конспект лекций.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обучающая задача
Почему при пропускании H2S через раствор ZnCl2 осаждение малорастворимого ZnS происходит не полностью? Что нужно добавить к ZnCl2 для полного осаждения ZnS?
Решение:
ZnCl2 + H2S = ZnS + 2HCl
H2S – слабый электролит, ZnS – осадок, поэтому происходит конкуренция за S2– между Н+ и Zn+2. В зависимости от того, тенденция образования какого из указанных веществ преобладает, равновесие может быть сдвинуто влево или вправо, что и объясняет неполное осаждение ZnS. Для его полного осаждения к раствору ZnCl2 необходимо добавить растворимые сульфаты, например, сульфаты щелочных металлов.
I.Тема: Лекарственные вещества VIIIВ группы периодической системы элементов
II. Актуальность темы:
Из элементов семейства железа наиболее распространенным элементом является железо, которое входит в состав многочисленных минералов, содержится в природных водах. Железо относится к биогенным элементам. Ион железа (II) входит в состав гемоглобина, выполняющего уникальную работу, доставляя богатую кислородом кровь из легких во все участки тела. Железо - составная часть многих металлоферментов (цитохромы, пероксидаза, каталаза и др.), выполняющих ответственные функции в живом организме - энергетическую, окислительно-восстановительную и др. Железо образует многочисленные соединения неорганической и органической природы, которые широко используются как химические реактивы в аналитической и фармацевтической химии. Восстановленное железо и некоторые его соединения являются фармпрепаратами, действие которых на организм связано с их химическими свойствами.
|
|
III.Исходный уровень:
Для усвоения материала темы необходимо знать:
1. Строение атомов переходных элементов.
2. Изменение общих свойств d-элементов в пределах периода и подгруппы.
3. Сущность окислительно-восстановительных реакций, связь между проявляемой степенью окисления элемента и его окислительно-восстанови-тельной способностью.
4. Общие способы получения и свойства оксидов, гидроксидов, солей.
5. Гидролиз солей с точки зрения поляризующего действия катиона.
6. Условия образования и растворения осадков.
7. Строение, получение, диссоциацию комплексных соединений.
Учебно – целевые вопросы:
1.Соединения железа (железа сульфат, хлорид железа (II), железо восстановленное). Получение, свойства.
2. Аналитические реакции железа (II) и железа (III).
3. Применение соединений элементов VIII группы в медицине и фармации.
1V. Содержание занятия:
1. Контроль выполнения домашнего задания.
2. Практическая часть.
Лабораторная работа: