Как любая цена посреднические услуги содержат три элемента:
1) издержки
2) прибыль
3) косвенные налоги НДС.
По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается.
Ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме надбавки и скидки. Она рассчитывается как разница между ценой, по которой посредник закупает товар – цена закупки, и ценой, по которой его продает – отпускная цена.
Допустим, посредник приобретает товар по цене 11,4руб. и реализует по цене 13 р. В абсолютном выражении = надбавка составит 13 р. – 11,4 = 1,6р,
но % надбавки составляет ,
а % скидки составляет
Окончательная структура розничной цены зависит от каналов товародвижения.
Рассмотрим два случая:
1) Товар от предприятия производителя может поступать непосредственно в торговую сеть.
Структура розничной цены будет:
Свободная розничная цена
2) товар от предприятия производителя поступает в торговую сеть через одного посредника (оптовое или снабженческо-сбытовая)
|
|
Причем торговая надбавка начисляется к свободной отпускной цене с НДС или к цене закупки с НДС посредников.
Оптовая же надбавка начисляется к свободной отпускной цене без НДС, а затем добавляется НДС производителя и посредника. Налогооблагаемой базой для начисления НДС посредника является оптовая надбавка. Уровни НДС у посредников такой же, как у производителя, 18%.
Структура розничной цены будет:
|
|
| ||||||
+ +
Цена закупки с НДС посредника
Свободная розничная цена
Пример, свободная отпускная цена на товар составляет 118 руб., в том числе НДС = 18 р.
1. Товар поступает от предприятия непосредственно в торговую сеть.
Торговая надбавка -30%. Розничная цена = 118 руб. + (0,3 х 118) = 153,4 руб.
2. Товар поступает в торговую сеть через одного посредника оптовую организацию. Торговая надбавка = 30%.Оптовая надбавка 20 %.
Розничная цена = 100 руб. + 20 руб. (оптовая надбавка) + 18 руб. НДС производства + 3,6 руб. НДС посредника = 141,60 руб.
Торговая надбавка 30% к цене закупки с НДС = 141,6*0,3 = 42,48 руб.
Свободная розничная цена составит: 141,6+42,48 = 184,08 руб.
2.5 Соотношение цен.
В целях анализа цен и конъюнктуры следует изучать соотношение цен:
Ø на технологически взаимосвязанные товары (соотношение ценового и технологического эквивалента).
Ø на продовольственные и промышленные товары, соотношение стоимости сырья и стоимости вырабатываемой из него продукции;
Ø на материально-технические ресурсы и цены готовой продукции в промышленности;
|
|
Ø на взаимозаменяемые продукты;
Ø на один и тот же продукт в частных, акционерных частных магазинах и на колхозном рынке;
Ø покупок различными социальными и экономическими категориями населения;
Ø по различным территориям: регионам, городской и сельской местности, в крупных и мелких городах;
Ø на основную экспортируемую и импортируемую, соотношение отечественных и импортных цен.