Логистический сервис
Современная отечественная и мировая практика свидетельствуют о возрастающей роли услуг, а по техническому обслуживанию особенно, в конкурентоспособности фирмы в борьбе за повышение объемов продаж товаров, постоянство клиентуры и пр. Это естественно, так как противостояние на рынке конкурирующих фирм определяется сегодня уровнем, комплексом, системой сопровождающих или подкрепляющих товар воздействий, т.е. услуг, называемых зачастую «сервисом». Однако буквальный перевод английского слова «servise» означает службу и трактуется в обыденном понимании как обслуживание населения. По оценке ряда авторов, затраты на изготовление изделия не превышают, как правило, 5-20% от всех совокупных затрат на содержание товара по всему жизненному циклу. Так, в частности, в суммарных эксплуатационных расходах за весь жизненный цикл грузового автомобиля, трактора, бытового холодильника продажная цена составляет лишь 15,19,10 %, соответственно. Естественно, что при такой разнице затратных составляющих — цены продажи и цены покупки, роль качественного сервиса неизмеримо возрастает.
К основным принципам, которые положены в основу современного сервиса при организации продаж товаров относится:
—максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий;
—неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;
—гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых
продуктов.
В условиях конкуренции производитель берет на себя ответственность за поддержание работоспособности выпущенного и проданного изделия в течении всего времени его экономически целесообразной эксплуатации с позиций потребителя в силу следующих обстоятельств.
Во-первых, отлаженный сервис помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для своих товаров.
Во-вторых, высокая конкурентноспособность товара в значительной мере зависит от высококачественного сервиса.
В-третьих, сервис сам по себе достаточно прибыльное дело.
В-четвертых, отлично налаженный сервис непременное условие высокого авторитета предприятия.
Обобщая все вышесказанное, можно вывести основное понятие сервиса.
Под сервисом продажи как элемента логистического сервиса понимается система обслуживания, позволяющая покупателю, (или потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, экономически выгодно эксплуатировать его в течении разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя.
Основными задачами логистического сервиса являются:
—консультирование потенциальных покупателей пе
ред приобретением ими изделий данного предприятия, по
зволяющее им сделать сознательный выбор;
—подготовка покупателя к наиболее эффективной и
безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
—передача необходимой технической документации,
позволяющей специалистам покупателя должным образом выполнять свои функции;
—предпродажная подготовка изделия во избежание
малейшей возможности отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
—доставка изделия на место эксплуатации таким об
разом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
—приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрации потребителю его в действии;
—обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течении всего срока его нахождения у покупателя;
— оперативная поставка запасных частей.
Состояние национальной экономики, даже в лучшие ее годы, позволяет сделать ряд констатации о причинных реалиях отставания сервисного обслуживания в стране.
Во-первых, организационно-технический уровень сервисного обслуживания еще не может сравниться с уровнем организации и индустриального обеспечения производственного процесса, из-за значительных организационных потерь и низкого качества услуги. В стране до сих пор не разработаны стандарты на различные виды услуг.
Во-вторых, техническая сложность изделий современного уровня развития техники и производства, их высокая наукоемкость и производительность требуют от сервиса решения двоякой задачи:
— тождественности производственно-технологическойбазы сервиса, ее оснащения — основному производству,
— высоких разрешительных возможностей повосстановлению работоспособности техники в связи с большими потерями от ее простоя.
В-третьих, требуется преодоление устоявшейся тенденции отставания инфраструктурной составляющей национального хозяйства от основного производства. Реализованная доктрина социализма об опережающем развитии основного производства, на практике воплотилась в отставание развития сервиса, использовании современных приемов и форм организации работ и услуг в этой составляющей хозяйства.
В-четвертых, пропагандируемый примат основного производства, более льготные и привилегированные условия труда и отдыха в этой сфере хозяйствования, привели к потере престижности обслуживания, как полезного для общества вида деятельности, что сказалось на отношении к труду и его качественным показателям в этой сфере хозяйства.
В практике нашли воплощение следующие варианты сервисного обслуживания продукции в рамках модификации товарной политики фирмы-изготовителя:
— организация сервиса силами самой фирмы —изготовителя товара,
— делегирование функций сервиса филиалу фирмы-изготовителя;
—для организации сервиса создается специализированная фирма;
—сервис выполняется силами привлекаемых агентов,дилеров, т.е. посредников, с закреплением за ними всей ответственности по качеству выполненных услуг;
—для организации сервиса формируется на кооперативной основе организационное образование — фирма, консорциум и пр, за которыми закрепляется право производства и поставки запасных частей и осуществления ремонтных работ;
— дифференциация услуг между потребителем (только техническое обслуживание) и изготовителем — подготовка, кадров.
Однако в последние годы все более увереннее в умах производителей и потребителей продукции, особенно сложной, наукоемкой, укрепляется осознание подхода, который можно сформулировать, следующими словами: «Кто производит, тот и обслуживает». Реальность доказала, что лучше производителя, с его индустриальной технологией, оснасткой, кадрами, знанием конструкторских особенностей изделия, организовать сервис практически нельзя. Упор на фирменное обслуживание стал все более приоритетным в комплексе услуг предпродажного и послепродажного сервиса.