Стратегию рассматривают как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей предприятия.В зависимости от выбранного объета стратегического управления различают:
1.Корпоративную стратегию-стратегию организации в целом
2.Бизнес стратегию-стратегию отдельного стратегического подразделения организации.
3.Функциональную стратегию-стратегию функциональной зоны хозяйствования.
Стратегическое планирование – процесс выполнения миссии и цели организации, выбора специфический стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Особенности стратегического планирования:
1.Стратегический план задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет связать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную деятельность,а так же позволяет лучше понимать структуру потребностей, процесс планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.
2.Стратегический план устанавливает к каждому подразделению и всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией предприятия.
3.Обеспечивает координацию всех функциональных служб организации
4.Создает основу для распределения ограниченных эк.ресурсов.
Схема стратегического планирования
1 2 3
4 5 6
1 этап-определение миссии и цели организации
2 этап-анализ внешней среды
3 этап – анализ внутренней среды
4 этап-анализ альтернатив и выбор стратегии
5этап-управление реализацией стратегии
6 этап- оценка стратегии
Выбор миссии и цели организации служит ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Цели организации разрабатываются в поддержку миссии, поэтому должны быть соразмерны ей.
Они должны обладать такими характеристиками как соизмеримость, достижимость, взаимосвязь
Для того, что бы сформировать весь комплекс целей организации и не пропустить важные, необходимо предварительно выделить стратегические подразделения и функциональные зоны организации: реализация продукции и услуг, финансы, внутренние коммуникации, снабжение.
На каждом этапе развития организации приоритет может быть отдан любой из зон, это зависит от конкретной стратегической ситуации в данный момент, должны быть выделены те зоны, в которых руководство планирует добиться значительных изменений.