Федеральный бюджет РФ. Доходы и расходы
Чрезвычайный бюджет – бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. В основе чрезвычайного бюджета лежит режим чрезвычайного расходования бюджетных средств.
Чрезвычайный бюджет РФ.
Основанием введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Решение о принятии чрезвычайного бюджета принимает Федеральное Собрание.
Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг.
Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходование бюджетных средств именуется секвестром бюджета.
Секвестр бюджета –пропорциональное (на определенный процент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
|
|
Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.
Источники покрытия дефицита федерального бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Федеральном бюджете».
федерального бюджета РФ.
Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Основным источником формирования доходов федерального бюджета является НД.
Доходы федерального бюджета можно классифицировать по следующим признакам:
1. Структура доходов по социально-экономическому признаку:
- от хозяйствующих субъектов;
- от государственных имущества и угодий;
- от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
- от личных доходов граждан.
2. Структура доходов по степени централизации:
- собственные доходы; Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. (налоговые и часть неналоговых)
- регулирующие доходы; Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.
3. Структура доходов по сфере привлечения.
- налоговые (более 80%);
- неналоговые поступления (до 10%);
- поступления от целевых бюджетных фондов (около 10%).
К налоговым доходам относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования – законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
|
|
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Способ, характер, масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии развития общества, породившего соответствующее государство.
Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.
По признаку переложимости налоги бывают прямыми и косвенными.
Прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы с физических лиц, налоги с наследства и дарения).
Косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается. Покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, покупатель тем самым является его плательщиком.
Налоги как экономическая категория имеют существенные признаки:
1. Императивность. Предполагает отношение власти и подчинения.Субъект налога не вправе отказаться от выполнения на него возложенных обязательств. Иначе – санкции.
2. Смена собственника. Посредством налогов доля частной собственности становится государственной., при этом образуется государственный денежный фонд – бюджетный фонд.. Налоги, поступая в бюджетный фонд, обезличиваются, поэтому налоги – отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов – денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сборы на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.
3. Безвозвратность и безвозмездность. Налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом ничего не получает взамен: ни право участия в хозяйственных операциях, ни право пользования какими- то объектами, на права какого-либо действия(ввоза, вывоза товара) ни документа, удостоверяющего право плательщика на использование перечисленных им бюджетных средств. Этот признак различает налоги от пошлины. Пошлина – денежные отношения, в процессе которых образуются бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо операций (ввоз, вывоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ.