Реинжиниринг бывает двух видов: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития.
ИНЖИНИРИНГ И РЕИНЖИНИРИНГ
Инжиниринг -- инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Он рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производителя в страну заказчика. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции.
Контракт на покупку инжиниринговых услуг включает ряд специфических обязательств и условий: перечень обязательств и работ со сроками их выполнения; сроки и графики выполнения работ; количество персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в выполнении работ на месте, и условия проживания, обеспечения; степень ответственности сторон за нарушение обязательств; условия переуступки части контрактных услуг другой фирме на принципах субподряда; оплата обучения персонала.
Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как: а) повременная оплата специалистов; б) оплата фактических услуг и фиксированного вознаграждения; в) процент от стоимости строительства или монтажа объекта; г) оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации.
Реинжиниринг означает перестройку или реорганизацию -- это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговыми и инвестиционными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости.
Кризисный реинжиниринг направлен на решение кризисных проблем хозяйствующего субъекта. Он применяется в тех случаях, когда результативность производственно-торговой и финансово-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта постоянно снижается, конкурентоспособность его резко падает, наметилась тенденция банкротства и нужен комплекс мер по ликвидации этого кризиса. Реинжиниринг развития применяется в тех случаях, когда динамика развития снижается и действующая структура организации и управления производственно-торговым и инвестиционными процессами уже достигла предельного уровня по получению прибыли.
Франчайзинг -система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.
Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз), на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход). Эта лицензия обычно даёт право на деятельность на определённой территории и на определённое время. В России понятие «коммерческая концессия» является синонимом понятию «франчайзинг».
Основной принцип франчайзинга: сочетание «ноу-хау» франчайзера с капиталом франчайзиата.
Преимущества франчайзинга состоят в следующем:
для франчайзера — 1. возможность увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;
2. возможность увеличить доходы (прибыль) за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;
3. возможность снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда и т.п.);
4. расширение сети распределения своего товара или услуги за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него;
для франчайзиата - 1. возможность стать самостоятельным предпринимателем; 2. право вести свой бизнес под признанным торговым знаком; 3. использование уже ранее испытанных форм предпринимательства; 4. совместная реклама; 5. обучение и помощь со стороны франчайзера; 6. относительно низкая стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса; 7. возможность финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.
Недостатки франчайзинга состоят в следующем:
для франчайзера — 1. сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзиат не является наемным работником франчайзера и он непосредственно им не руководит;
2. возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;
3. возможность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;
4. возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора;
для франчайзиата -1. контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;
2. опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;
3. опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;
4. возможная опасность больших затрат на услуги франчайзера. Например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле.
Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое обслуживание, ремонтные услуги и др.).