Регион как объект хозяйственного управления

Регион определяется как целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, жизнедеятельностью населения, историей.

Структуру населения можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, природно-ресурсной, институциональной.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью 5 основных подсистем:

1) системообразующая база;

2) системообразующий комплекс;

3) население;

4) инфраструктура рынка;

5) экология.

Всякому региону присуще внутреннее домашнее хозяйство, которое материально-

производственной основой, которая называется - хозяйственной или производственным комплексом региона.

Регионально-хозяйственный комплекс – целенаправленно складывающееся устойчивое сочетание предприятий и отраслей, объединенных тесными внутренними хозяйственными связями.

Успешное функционирование и развитие хозяйственного комплекса зависит от максимально возможного учета региональных особенностей, факторов, которые определяют развитие и размещение основных производственных сил по территории региона.

Выделяют 3 группы факторов:

1) природные;

2) экономические;

3) демографические.

1) – наличие природных ресурсов, их количество, ассортимент, климат, экология;

2) – экономико-географическое положение, положение по отношению к развитым

регионам, транспортным магистралям;

3) – численность населения, расселение по территории, пловозрастная структура,

численность и структура трудоспособного населения, уровень его квалификации.

Наличие или отсутствие этих факторов, их сочетание на определенной территории

оказывает непосредственное влияние ан развитие экономики региона, определяют экономическую специализацию региона и специфические особенности управления производством, социальными процессами в регионе.

Региональный хозяйственный комплекс представлен взаимосвязанными отраслями:

1 группа: отрасли по производству товаров (промышленность, строительство, сельское хозяйство, лес)

2 группа: отрасли по оказанию рыночных услуг (транспорт, связь, торговля, ЖКХ,

социальное страхование, бытовое обслуживание, социальное обеспечение);

3 группа: отрасли по оказанию нерыночных услуг (наука, здравоохранение, образование, искусство).

Совокупность отраслей регионального хозяйственного комплекса характеризуется

определенными пропорциями и взаимосвязи между группами и внутри них и представляет собой - структуру региона. Эта структура и динамика ее изменений позволяют оценить возможность региона в удовлетворении своих потребностей.

Под территориальным разделением понимается специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим обменом.

В соответствии с общетерриториальным разделением труда в составе регионального хозяйственного комплекса выделяются функциональные группы отраслей:

- профилирующие;

- обслуживающие.

Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона и составляют основу регионального хозяйственного комплекса. Специализация комплексов обоснована

территориальными особенностями, возможностью эффективно производить какой-либо

вид массовой продукции, которая должна быть: дешевой; иметь значительную долю не только на региональном рынке, но и в общегосударственном масштабе. На возможности удовлетворения производства такой продукцией влияют наличие/отсутствие благоприятных природных и экономических факторов, достаточное количество и уровень квалификации рабочей силы.

Отрасли специализации характеризуются следующими основными признаками:

1) выделение их в национальном (региональном) производстве;

2) наличие высокой степени концентрации производства;

3) производство в больших масштабах важнейших видов дешевой продукции, а также своим влиянием на уровень развития всех друних отраслей;

4) участие в межрегиональном экономическом обмене.

Специализация региона подразделяется на сложившуюся и эффективную.

Сложившаяся – концентрация на территории региона конкретных видов производства, который удовлетворяет не только внутритерриториальные потребности, но и потребности других регионов.

Эффективная – преимущественное развитие в регионе определенных отраслей

производства, которые наиболее эффективно используют местные ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики в целом.

Обслуживающие отрасли обеспечивают потребности основных отраслей хозяйства и населения региона. К ним относятся: строительство, транспорт, связь, торговля, рыночная инфраструктура, непроизводственная сфера.

Выделяются также локальные отрасли, которые в регионах имеют местное значение и удовлетворяют внутренние потребности.

Различают взаимосмежные и параллельные отрасли. Взаимосмежные сопутствуют друг другу при размещении на территории и их объединяют производственные связи. Параллельные (взаимозамещаемые) развиваются изолированно друг от друга, но на базе

общественных ресурсов. Их объединяет совместное освоение ресурсов (металлургия, сельское хозяйство).

1.4.Тема: «Система региональных рынков»

1. классификации региональных рынков.

Система региональных рынков – совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.

Классификации региональных рынков:

1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки,

обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов

производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;

2) по объекту купли – продажи: региональные; рынки средств производства;

финансовые рынки; рынки труда; рынки недвижимости; рынки информации.

3) по признаку субъекта:рынки потребителей; рынки производителей; рынки

промежуточных продавцов и потребителей.

4) Экономико – правовой признак: легальные; нелегальные; полулегальные.

5) По материально – вещественному признаку: рынки товаров; рынки услуг.

Основной является 2 классификация. В ее рамках важная роль отводиться:

2. Классификация по объекту купли – продажи.

1.рынк средств производства - представляет собой систему социально – экономическихотношений в сфере обмена, который обеспечивает процесс производства орудий труда,предметов труда. Эта система размещена на определенной территории. В рамках этого рынка есть основные группы товаров:

- топливно-эергитические ресурсы и их рынки;

- рынок леса;

- рынок стройматериалов;

- рынок машиностроения.

Рынок средств производства регулируется государством при помощи как административных так и экономических методов.

К административным методам относится квотирование по отдельным видам товаров, определение масштабов сферы деятельности, прямое участие государства.

К экономическим методам относится налоговое, регулирование по отдельным видам товаров, государственные гарантии под кредиты коммерческих банков, регулирование при помощи ставок ЦБ, льготные условия аренды государственных гарантий под кредит, свободный доступ всем производителям к научно-технической информации и патентованию.

2. Региональный финансовый рынок – территориальная система социально-экономических отношений по всем вопросам купли-продажи и размещения денежно-кредитных ресурсов.

Субъекты рынка – финансово-кредитные учреждения, хозяйственные объекты, использующие деньги.

Этот рынок состоит из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Развитие регионального финансового рынка определяется отраслевой структурой, соотношением отраслей, соотношением государственного и негосударственного секторов

экономики, удельным весом оборонного комплекса в экономике региона, удельным весом

предприятий по производству основной продукции.

3.Региональный рынок недвижимости – система социально-экономических отношений субъектов, которые обеспечивают перераспределению объектов недвижимости.

Особенности как товара:

- длительность функционирования как предмета личного потребления;

- физически неподвижно;

- сохранение в течение всего жилого цикла в натуральной и вещественной форме;

- относительно высокая стоимость;

- ограниченность земельных ресурсов;

- значительная дифференциация потребителей;

- неоднородность.

Региональный рынок недвижимости делиться на сегменты, каждый имеет свои особенности и развивается относительно самостоятельно:

- рынок земли;

- рынок жилья;

- рынок нежилых помещений.

Ситуация на рынке недвижимости зависит от:

1) государственно-региональной политики по управлению недвижимостью;

2) политики приватизации государственного имущества;

3) управления обслуживающей недвижимость инфраструктурой;

4) территориальных особенностей, климатических особенностей.

Особого внимания заслуживает региональный рынок жилья. Большое значение имеет место положения рынка. Покупатель вместе с жильем определяет характеристику местности. Принято разделять первичный и вторичный рынки жилья.

Первичный – ввод в эксплуатацию;

Вторичный – уже имел владельцев.

В современных условиях сокращения ввода нового жилья на 1 место выходит вторичное жилье;85% покупается именно на вторичном рынке жилья.

4. Региональный информационный рынок представляет собой такую часть регионального рынка, которая активно взаимодействует с другими его частями и отраслями при помощи купли-продажи информационных ресурсов. Основными элементами этого рынка являются информационные продукты и услуги, их производители, потребители, информационные посредники.

Субъектами информационного рынка являются участники остальных видов рынков, которые нуждаются в достоверном информировании о рынках коньюнктуры, системе и динамике цен и т.д. Кроме этого субъекты этого рынка – специальные институты по сбору и обработке рыночной информации. В качестве таких институтов выступают рекламные агенства, маркетинговые центры, специальные СМИ, региональные выставочные центры.

Развитие информационного рынка идет по следующим направлениям:

- рынок информации;

- рынок сделок (электронные банковские операции);

- рынок программного обеспечения;

- рынок электронных коммуникаций.

5.Региональный потребительский рынок – территориальная система социально-

экономических отношений в сфере обмена, который обеспечивает удовлетворение основных физических и материальных потребностей населения.

- рынок производственных товаров;

- рынок продовольственных/непродовольственных товаров;

- потребительских услуг.

Одним из факторов влияния на региональный потребительский рынок является социально-демографический фактор, изменения в структуре населения в сфере

потребительских предпочтений и ожиданий, которые могут быть изменены под влиянием

различных факторов – динамики цен, уровнем жизни, уровнем доходов населения.

С целью максимального удовлетворения запросов в различных товарах и рациональных программ с целью продаж производственная сегментация, т.е. выделяются относительно однородные группы потребителей по их имущественному критерию управления дохода, чтобы определить их отношение к видам товаров, их стоимости. С т.зр. прогнозирования спроса основных групп на вид услуг. Это позволяет производителям и поставщикам оценивать емкость региональных рынков для своей продукции и планировать поставки.

К основным критериям такой сегментации относятся:

- географический критерий: величина региона, население, климатические условия,

удаленность от производителей;

- демографический;

- социально-экономический: социально-профессиональная принадлежность, уровень образования, доходов.

Все эти критерии существуют во взаимосвязи, являются общественными и объемными. Но даже однородные с точки зрения этих критериев группы потребителей ведут себя по разному, на это влияют субъективные причины. Воздействуя на мотивы можно вызывать массовый искусственный спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: