Дивизионная структура

Недостатки

Достоинства

· Функциональная структура повышает эффективность работы организации за счет высокой степени специализации;

· Способствует приобретению организацией большого опыта в функциональных областях за счет развития профессионализма;

· Создает возможность делегирования принятия каждодневных операционных решений;

· Сохраняет централизованный контроль над стратегическими решениями;

· Обеспечивает возможность карьерного роста профессионалов, которые работают в отдельных подразделениях;

· Дает возможность эффективного использования персонала в различных подразделениях.

· Функциональная структура характеризуется узкой специализацией и, тем самым, создает почву для функционального соперничества и конфликтов;

· Усложняет координацию действий функциональных подразделений и принятие решений, касающихся работы нескольких подразделений;

· Провоцирует конфликт между линейными функциями и штабными функциями;

· Ограничивает развитие менеджеров широкого профиля внутри компании.

Наиболее благоприятная среда для организаций с подобной структурой - стабильная, с низким уровнем неопределенности. Функциональные структуры в большинстве случаев характерны для фирм, которые производят небольшое количество видов продуктов или услуг, а также для фирм малых и средних размеров.

Когда фирма начинает диверсифицировать свои товары или продуктовые линии, работать в разных географических регионах, использовать независимые рыночные каналы, или обслуживать новые группы потребителей, отличные от тех, что обслуживала ранее, функциональная структура быстро становится неадекватной задачам фирмы.

Так, функциональные менеджеры могут не видеть все возможности расширения ассортимента производства и использования новых каналов сбыта многочисленных и разнообразных товаров и услуг, выпускаемых фирмой, а высшее руководство может оказаться не в состоянии справиться с координацией возросшего количества видов деятельности. В этом случае функциональная структура уступает место дивизионной структуре.

Дивизионная структура характеризуется наличием в организации структурных единиц, имеющих значительную автономию и обычно самостоятельно осуществляющих свою маркетинговую и операционную деятельность. В основе построения дивизионных структур могут находиться разные факторы: товары, географические регионы, отличные друг от друга сбытовые каналы или группы потребителей.

 
 


Рис. Дивизионная структура управления

Наличие дивизионной структуры дает возможность корпоративным менеджерам делегировать большие полномочия менеджерам отдельных бизнес-единиц. Менеджеры высшего звена управления при этом могут сконцентрировать свои усилия на задачах компании в целом.

В марте 1999 года президент Microsoft Билл Гейтс объявил о начале долгожданного реструктурирования своей компании. Организационная структура Microsoft больше не будет строиться на основе продуктов, таких как операционные системы, но будет перестроена по принципу обслуживания групп потребителей: менеджеров информационных технологий, работников связи, дизайнеров и других потребителей. Руководство Microsoft надеется, что новая структура организации вдохновит программистов разрабатывать такое программное обеспечение, которое требуется потребителям, а не диктуется процветающей бюрократией в Microsoft.

Характерные черты дивизионных структур:

· Каждый дивизион отвечает за производство и продажу своего продукта или услуги и является центром прибыли или центром инвестиций. Часто основным показателем отчетности дивизиона является ROI – доходность инвестиций, осуществленных в данную бизнес-единицу;

· Каждая бизнес-единица имеет свое собственное производство, маркетинг, снабжение;

· Часто финансовые службы и управление персоналом могут оставаться организованными функционально, и менеджеры этих функций отчитываются непосредственно перед советом директоров, наряду с менеджерами дивизионов;

· Часто в компании существует несколько централизованных подразделений (штаб компании) для выработки стратегии и контроля над достижением стратегических целей;

· Координация работы дивизионов осуществляется через планы и программы, разрабатываемые в штабных службах;

· Каждый дивизион имеет полную свободу работы на рынке в пределах общих стратегических планов и бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: